Второго мая 2011 года Винницкая правозащитная группа распространила заявление о грубейших нарушениях прав заключенных,содержащихся в Харьковском следственном изоляторе Государственной пенитенциарной службы Украины. В частности, мы обвиняли руководство СИЗО в неоказании надлежащей медицинской помощи заключенному Евгению Токареву, что привело к его смерти 01/05/2011 года. Мы также обвинили руководство СИЗО в сознательном игнорировании жалоб заключенного Сергея Литвина на фашистские пытки со стороны сотрудников Харьковского УБОП, которым он подвергался на так называемых «следственных действиях», куда его вывозили из Харьковского СИЗО. В связи с отсутствием реакции руководства СИЗО на заявления Литвина о пытках, последний был вынужден совершить попытку самоубийства – разбив себе голову и разрезав шею. Мы также обвинили руководство СИЗО в издевательствах над заключенным Александром Лукашовым, которому было отказано в лечении, а именно в госпитализации в больницу для извлечения инородного тела брюшной полости, что создавало прямую угрозу для его жизни. Винницкая правозащитная группа заявила о своей готовности принять непосредственное участие в проверке всех указанных нами фактов, задокументированных нелегальным путем.


Винницкая правозащитная группа гордится тем, что использует любые, в том числе временно запрещенные методы получения информации о нарушениях прав человека. Мы убеждены, что общество имеет право знать правду о том, как милиция пытает людей, тюремщики – издеваются над нашими гражданами, а прокуроры краснолобовы, не краснея, лгут, прикрывая тех, кого они должны контролировать.
В связи с опубликованными сообщениями Управления государственной пенитенциарной службы в Харьковской области и харьковской прокуратуры мы официально заявляем: тюремщики и прокуроры лгут обществу! Эта ложь цинична и очевидна, она будет публично опровергнута.
Относительно смерти заключенного Евгения Токарева. СИЗО и прокуратура утверждают, что заключенный Токарев «страдал хроническим алкоголизмом, который осложнился острым алкогольным психозом (делирием) на следующий день после его помещения в СИЗО». По мнению СИЗО и прокуратуры камера-палата №51 так называемой «медсанчасти следственного изолятора» являлась надлежащим местом для лечения человека, пребывающего в остром алкогольном психозе! Этот вывод свидетельствует о циничной дискриминации людей, которые оказались в СИЗО. Заключенный Токарев даже теоретически не мог в условиях СИЗО получать всего комплекса лечебных и диагностических мероприятий, установленных приложением к приказу МОЗ Украины №681 от 21/09/2009 года. Даже по ныне не действующему совместному приказу ГДУПВИН и МОЗ Украины «Про затвердження нормативно-правових актів з питань медико-санітарного забезпечення осіб, які утримуються в слідчих ізоляторах та виправно-трудових установах Державного департаменту України з питань виконання покарань» №3/6 от 09/03/2000 года медсанчасти СИЗО относятся к первичному звену оказания медицинской помощи (см.п.5.1.2. Приказа). В то же время согласно клиническим протоколам медицинская помощь при алкогольных психозах оказывается только в стационарных отделениях медицинских учреждений II и III звена. Однако, если нужно списать смерть заключенного Токарева на банальное невезение, то и прокурор Игорь Краснолобов и тюремное руководство готовы цинично дезинформировать общество. По данным, документированным Винницкой правозащитной группой, основной объем «медицинской помощи», предоставленной больному Токареву, состоял в привязывании больного к кровати.
О других условиях так называемого «содержания» в медсанчасти Харьковского СИЗО общественность может судить по уникальному документу – запрету пациентам приближаться… к окнам.

Этот документ, свидетельствующий о жестоком обращении с заключенными, был получен Винницкой правозащитной группой нелегально – путем кражи в условиях крайней необходимости.

Винницкая правозащитная группа вынуждена опубликовать полученную нелегальным путем собственноручно написанную жалобу заключенного Литвина о применении к нему пыток в Харьковском УБОПе. Копию этой жалобы Литвин передал начальнику СИЗО, а его адвокат – направил прокурору. В условиях крайней необходимости мы вынуждены придать гласности полный текст жуткого рассказа о тех пытках и садистских мучениях, на которые жалуется гражданин Украины Сергей Литвин. Для доступа к полному тексту заявления Литвина – нажмите на эту ссылку, текстовую версию можно скачать тут. После того, как Сергей Литвин, опасаясь новых истязаний в УБОПе Харьковской области, разрезал себе шею, администрация СИЗО применило к нему варварский и незаконный метод жестокого обращения, так называемую «мягкую фиксацию», а попросту – привязывание к кровати на протяжении длительного срока.

Все эти действия администрация СИЗО и прокуратура называют законными и направленными на соблюдение прав заключенных! Не мудрено, что теперь прокуратура Харьковской области и Харьковское СИЗО всячески прячут заключенного Литвина от общественности, запрещают ему общаться с журналистами, осаждающими следственный изолятор. 
Относительно «оказания медицинской помощи в должном объеме» осужденному Александру Лукашову, и об отсутствии у него жалоб и претензий к СИЗО. Винницкая правозащитная группа заявляет, что это – ложь и сознательная дезинформация.

Таким образом циничная ложь прокуратуры Харьковской области, единственной целью деятельности которой является прикрытие массовых и системных нарушений прав человека в учреждениях пенитенциарной системы разоблачена с помощью нелегально полученной Винницкой правозащитной группой информации.
Мы обращаемся к Генеральному прокурору Украины и Уполномоченному ВР Украины по правам человека с просьбой о проведении проверки информации о нарушениях прав заключенных в Харьковском СИЗО, изложенных Винницкой правозащитной группой. Мы требуем отстранить прокурора Игоря Краснолобова от участия в комиссионной проверке Генеральной прокуратурой информации о нарушениях прав человека в Харьковском СИЗО. Мы подтверждаем свою готовность принять участие в проверке информации о нарушениях прав человека в Харьковском СИЗО. Винницкая правозащитная группа и далее продолжит документирование незаконных действий представителей всех пенитенциарных учреждений Украины с целью наказания лиц, виновных в нарушениях прав человека и системных изменений в этой сфере.
Journal information