Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

О задачах

Станислав Кукарека
Как продолжение "о рецептах". Черных красок я уже разлил в предыдущей части, пора браться за конкретику. Еще не "конструктив" (то потом будет) но уже конкоетику. Итак, корнем проблемы является правовая система, и даже не сама система а сами подходы. Которые ведут в тупик. В чем заключаются те подходы? В роли государства, в статусе субъекта и в отношении к трансакционным издержкам. Там все неправильно, по всем трем пунктам. Начнем с простого, с примера. В бюджете денег нету. Перманентное состояние. Есть два пути, ловить (и наказывать) нарушителей, или "реформировать галузь". Есть в стране Прокуратура, есть ДФС, есть суды, СБУ и прочая фигня. Есть килотонны макулатуры, фискальный кодекс и прочее законодательное поле. У некоторых даже есть остатки памяти, и они точно помнят - в прошлую реформу им обещали счастье, и говорили что "это навсегда". И в позапрошлую. И в ту что была перед ней. Каждый раз нам обещали счастье, причем окончательное и навсегда. И каждый раз при этом закручивали гайки. Но счастья так и не случилось. Ни разу.
Что тут характерно? Что никто за это так и не ответил. Ни одного человека из тех кто готовил прошлую, позапрошлую и все предыдущие реформы так и не спросли "как так вышло". И зачем собственно "закручивали гайки" если обещанного счастья так и не произошло. Мы успешно довели фискальную нагрузку на экономику до уровня стран скандинавского социализма (и это еще без коррупционной ренты), а ВВП на душу и доходы населения до уровня Африки, и что теперь дальше, где счастие? Счастия нету. И каждый раз мы слышали одно и то-же. Мол такие вот все гады, платить налогов не хотят и потому нужно закрутить гайки. Но закрутив гайки мы обнаруживаем что нихера не полегчало, а в скором времени и нацвалюта как обычно наебнулась раза в 2 и хорошо если не в 4. Так было много раз, но никто и никогда не пытался выяснить "а что пошло не так". Вместо того нам каждый раз предлагают повторить забег на те же грабли. Мол мы упорные и у граблей рано или поздно сломается ручка. Да, рано или поздно сломается, но тогда мы получим не по морде держаком, а суковатый обломок держака на 9 дюймов в пузо. И тогда уже поздно будет философствовать о пользе упорства и труда, тогда нужно будет гроб с глазетом покупать. Вернее без глазета, на глазет мы не заработали несмотря на все упорство и трудолюбие.
Ну если никто вам так и не рассказал "что пошло не так" то я вам расскажу. Ну если больше некому. Законы у нас не исполняются. С одной стороны потому что это дебильные законы (см. часть первую) но с другой стороны - потому что это никому не нужно. Никто даже никогда и не пытался сделать так что бы они выполнялись. Мы можем взять абсолютно любую версию фискального законодательства, со времен еще Кучмы (и даже Кравчука) и если бы оно таки выполнялось то наступило-бы таки обещаное счастие. Или окончательный пиздец (что скорее, см ниже), но не в том суть, а в том что оно не выполнялось еще никогда. И кто вам сказал что будет выполняться следующее? Не будет. Ибо не для того его писали. И потому что проще с криком "караул" продавливать очередную версию (про "всех нагнем") чем заставить работать текущую, хотя-бы из чисто спортивного интереса шоб посмотреть шо с того выйдет.
Итак, представим себе что нашелся в прошлом (настоящем или будущем) какой-то там Генпрокурор, глава ДФС или еще какой государственный деятель который решил наконец выполнить хоть какой-то ему современный закон. Ну вот например "воруют НДС". Есть такое. Что делать? Можно ловить порушныкив и карать. Сказать, мол шоб поймать всех уклониистов нам надо 10 тыщ агентов в тактических трусах по 200 баксов, которые в совершенстве владеют марко и микроэкономикой, "чинным законодавством", бухучетом по стандартам Украины, России, Бахрейна и Зимбабве, гипнозом, джиу-джитсу и техникой орального секса на уровне "эксперт". Ну допустим. Пусть даже не 10 тыщ а 100 тыщ. Или даже миллион агентов, шоб уже в каждом шкафу сидели. И тогда мол переможемо, превозмогем. Ну да, это суровые требования. Если каждому из них платить миллион баксов в год, то 10 тыщ суперагентов это всего 10 млрд. Херня на самом деле, на фоне масштабов потерь, и даже общих затрат на госаппарат.
И именно в таком ключе действовал бы любой чиновник в США, Германии или Швейцкрии. Да, возникает конечно вопрос а нужен ли нам такой закон для исполнения которого требуются такие усилия. И нет ли пути к счастию попроще. Неизбежно бы возник. Вопрос целесообразности. Но у нас тут вам не США, у нас все проще. И сложнее в то же время. Если бы уряд попросил 10 тыщ суперагентов (и 10 миллиардов бюджета) и получил их, то уже через год пришлось бы отчитаться о успехах. То есть там мало получить финансирование, там его еще нужно освоить и показать результат. Работать нужно. А этого у нас не любят. гораздо проще собрать прессуху, сказать что в бюджете дыра, все пидпрыемци - гады и жлобы и предложить очередной этап закручивания гаек. Пока там суть до дела, пока составят, обсудят, примут, войдет в силу, переходной период и подолання трудностей - то или ишак сдохнет или падишах, и про самих авторов смелой инициативы уже никто не вспомнит. И за результат не спросят. Даже если они продолжат сидеть в уряде. Как никто не задавал вопросов Мыколе Яновичу, который этот номер провернул раза 3 на моей памяти.
Никто и никогда у нас не пытался выполнять "чинне" не только даже потому что проще этого не делать. А потому что то самое "чинне" именно так и писалось, и для выполнения никогда не предназначалось. То есть если все вдруг (по какой-то причине) его начнут выполнять, то наступит конец света. Во первых произойдет полный паралич госаппарата, который без коррупционной смазки (и мотивации) просто станет колом. И он в принципе своем не может справится с той нагрузкой которую предусмотрел законодатель. Зайдите в любой суд, и в налоговую в "отчетный период". Там адъ. А теперь представьте себе что туда придет вся теневая экономика которой у нас типа 70%. То есть придет еще вдвое больше чем там было. Представьте себе что в суд придут все те кто решает сейчас вопросы без суда и следствия. Что будет? Коллапс. Это чисто административно.
А экономически что будет? Если у нас 70% экономики не платит предусмотренной налоговой нагрузки (что за 50%), и тут вдруг заплатит? Это означает рост цен в разы, дикий дефицит не только оборотных средств но и просто тупо налички в обороте, и даже если все распотрошат матрасы - максимум хватит на квартал. И то не хватит. И тогда все ляжет мертво. И никто даже не успеет пикнуть, ни поднять пенсии с зарплатами, ни откорректировать курс ни вообще даже сказать "мама". Бюджет разорвет от счастья как хомячка от капли никотина. Это кстати на фоне административного коллапса (см. выше). За 3 месяца ляжет все. Причем ляжет мертво, и надолго. И над дымящимися руинами страны будет стоять смелый реформатор и чесать себе затылок, мол "ну нихуя себе". Но не волнуйтесь, ничего такого конечно не случится. Ибо там тоже не идиоты и они все прекрасно понимают. Они вместо того будут совершенствовать законодательство и нормативу котрые не были и не будут предназначены для исполнения, а будут играть совершенно другую роль.
А почему так выходит? А вот в этом второй большой секрет. Вот если нанять 10 тыщ агентов, то это что? Это затраты. Это затраты для бюджета (и там кого-то таки удавит жаба за 10 ярдов), а главное нужно будет отчитываться за эти деньги. Но можно поступить проще. Спецсчета, авансовые платежи и прочая херня. Пусть это будет проблемой пидпрыемцив, тех самых которые гады и жлобы. Для экономики это будет кстати не дешевле а скорее всего дороже, ибо это истощение оборотных средств которые придется как-то пополнять. А это означает истощение инвестресурса (матрасов, ага), и рост цен. Всегда рост цен, ибо заплатит все равно рынок. А рост цен это не только сокращение платежеспособного спроса (т.е. стагнация по итогу) но и обесценивание того бабла что уже есть в бюджете, ПФ и.т.д. И совсем не факт что увеличение собираемости этот эфект превысит. И уклоняться будут все равно, как минимум экспортеры. Ибо конкуренция. И если они не смогут уклонится то они просто вылетят с рынка, вылятят в трубу, и перестанут платить не только налоги но и зарплаты. Красота.
В чем принципиальная разница этих двух подходов? В том что при втором сценарии (реалистичном) проблему пытаются решить не за счет прямых расходов (на агентов искусных в миньете) а за счет увеличения трансакционных издержек. "Переложить тяноты" на кого-то другого. Проблема в том что "кого-то другого" в стране просто нету, и все мы в одной лодке, даже если на ком-то и есть спасательный жилет. Вот эта светлая мысль про "кого-то другого" нам досталась в наследство от совка, с его бездонными "закромами родины" и от последующего периода "безбрежных неосвоенных богатств". Это уникальный опыт, но он не актуален. Нету уже ни бездонных закромов ни безбрежных богатств, кончились они. И даже матрасы уже доедаем. И встает очевидный вопрос "что дальше".
А дальше пора вспомнить что уровень трансакционных издержек определяет и эффективность экономики в целом, и кстати - кк конкурентоспособность. И что если мы хотим хоть что-то зарабатывать, то пора те издержки ввести в рамки разумного. То есть преодолеть плоды четверти века державотворення и смелого реформаторства, когда тех издержек нагнетание было основной, и по сути единственной целью. И должен я заметить что все наши законодательные, нормативные и прочие институциональные здобутки тут будут гораздо более помехой чем подмогой, ага.
Потому что НА САМОМ ДЕЛЕ и законодательство, и прочее нормотворчество, и всякие "органы" и "институции" государству нужны именно для того что бы те трансакционные издержки (в обществе в целом, и в экономике) минимизировать. То есть все блять с точнотью до наоборот, мать вашу еб... И это вам предстоит усвоить для начала, еще до того как мы перейдем к конструктиву. Ибо это таки чисто конкретно, как я и обещал....


Пост спочатку надрукований тут: http://don-katalan.dreamwidth.org/1415734.html.
Tags: анализ, левые, либертарианство, податковий кодекс, подонки, піар, україна
Subscribe

promo don_katalan декабрь 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments