Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Как водится

Оригинал взят у limonada_net в Как водится


Профессор, заведующий кафедрой патологии и заместитель декана факультета психологии МГУ Александр Тхостов по просьбе журнала Esquire с научной точки зрения объяснил особенности поведения московских автолюбителей. Записал Петр Кислов

Типичный и исключительно московский пример дорожного поведения: начинающая столичная автомобилистка вне зависимости от возраста и национальности перво-наперво садится за руль с подружкой. Она категорически отказывается выезжать на московские трассы, если рядом с ней не сидит соседка (или коллега по работе, или однокашница, или, на худой конец, родственница). Парадоксальным образом это наиболее полно демонстрирует неуверенность водительницы в собственных силах, и такое поведение с психологической точки зрения невероятно опасно — дело в том, что автомобилистка, сажая рядом с собой «компаньонку», таким образом пытается «поделить ответственность на двоих». На самом деле напарница ее лишь отвлекает, ничем не помогая в дороге. Однако ж автолюбительнице кажется, что «вдвоем можно увидеть и сделать больше». Здесь мы наблюдаем типичный образец «инфантильного психологического расстройства», свойственного маленьким детям и представителям первобытных племен. Одному идти в лес страшно, а вдвоем — еще куда ни шло. Иллюзорность облегчения ответственности в этом случае обманчива — на самом деле девушка за рулем: а) подвергает риску жизнь близкого ей человека женского пола б) рискует сама, так как в случае ДТП ей никто, в сущности, не поможет, а реальная оценка ситуации у нее, благодаря «парной езде», отсутствует напрочь. Помимо попытки подсознательно переложить ответственность на чужие плечи, мотивом такого поведения может служить и безотчетное хвастовство: помните, в шестидесятые годы хвастались телевизором? Вот так сейчас девушки выпендриваются перед подружками собственным механизированным ландо. И здесь мы имеем дело с обычным подростковым комплексом неполноценности — по этой же причине дети играют в «царя горы». Чтоб хоть ненадолго стать первым и главным, и покичиться этим. Как правило, водительницы не отдают себе никакого отчета в мотивах своего поведения и действуют подсознательно.

Полнейшее неиспользование ремней безопасности московскими автомобилистами обусловлено заложенным в любом человеке от природы стремлением к смерти. У него от рождения имеется желание подвергать себя дополнительной опасности. Об этом говорят многие психоаналитики, и это заявление, как бы страшно оно ни звучало, статистически проверенный факт. Другое дело, что европейцы и американцы умеют это стремление нивелировать; мы же, как нация психологически более близкая к архаическим сообществам, инстинкты свои не сдерживаем. Московские водители, не пристегнувшие ремень, бессознательно стремятся к дополнительному выбросу адреналина. Другими словами, к гибели. Я одного понять не могу: допустим, им хочется добавить перца в пресную жизнь, превратить каждую поездку с работы к дому в гонку на выживание. Но ведь у немца какого-нибудь жизнь куда беднее событиями! А москвичу какого перца еще надо? Ему ведь плевать на исследования автомобильных концернов, наглядно доказавших, что в девяносто процентов случаев именно ремни безопасности спасают водителям жизнь. Вот что я вам скажу: московские водители отравлены нигилизмом — они ставят мнимое ощущение собственного удобства выше безопасности. Им приятно, когда на живот ничего не давит, а о большем они и не думают. Наше московское общество находится в некоем подростковом состоянии: четких правил общественного поведения нет, а значит, некоторое время можно вести себя как захочется. Ситуация напоминает школьную перемену: учитель вышел, и дети принялись скакать по партам.

Люди, решившие покончить жизнь самоубийством, иногда используют автомобиль в качестве своеобразной веревки: они выезжают на встречную полосу и намеренно идут на лобовое столкновение. Это не только московская, но и общемировая практика: автомобиль — штука довольно опасная, а значит, сгодится и для таких мрачных целей. Печальным образом, сами «автолюбители суицида» погибают крайне редко — как правило, умирают другие, ни в чем не повинные водители. Люди, севшие за руль с целю свести счеты с жизнью, страдают демонстративностью. Они хотят заставить весь мир отвечать за собственное несчастье: это типичный пример поведения, не свойственного, скажем, шизофреникам и свойственного истерическим личностям.

Девушки-автомобилистки часто красят губы в пробках и умудряются подкрашивать ресницы во время езды по городу. Примеров такого поведения на московских трассах множество, и оно свидетельствует об интеллектуальной ограниченности автомобилистки и неумении соотнести психологические последствия поступка с самим поступком. Водительница не в состоянии понять причинно-следственные связи общественного поведения, и я бы, если был бы милиционером, отбирал права у таких девушек при первой же возможности. Потому как барышни нуждаются в самом серьезном лечении.

Исключительно московская мода на гудение за рулем — это столичная напасть, которой избежал, к примеру, Санкт-Петербург. Заметьте, если вдруг загудел один водитель, то ему непременно поддакнут пятеро. Это своего рода эпидемия, свидетельствующая о наличии в московском обществе некоего вакуума, не позволяющего горожанину себя идентифицировать. «Россиянин» — не подходит, в обществе — сумятица и расслоение, а человеку ведь от природы свойственно примыкать к неким группам. Человек вливается в компанию моржей ли, банщиков — неважно, но он уже не одинок. Автомобилисты — это объединение вроде тимуровцев или любителей подводного плавания. И, как в каждом объединении, здесь имеется набор символов, не понятных никому, кроме посвященных. Гудение — это символ московского объединения автомобилистов, один из элементов знакового набора. Другой элемент — полнейшее неиспользование сигналов «поворотников». Надеюсь, что эти моды вскорости пройдут — пусть уж лучше все хором ленточки на День Победы на антенны вешают.

Иконки, облепившие приборную доску трети московских водителей, свидетельствуют о наличии у автомобилиста некоего «магического сознания» — своеобразного идолопоклонничества, присущего дикарям и язычникам. Это одна из форм архаического мышления, детально исследованного этнографом Леви-Строссом. В Москве синдром «магического сознания» принял повальную форму с приходом горбачевской перестройки: людей перестали контролировать извне, а к самоконтролю они приучены с детства не были. За ними всегда кто-то да надзирал — вожатый, директор школы, начальник, генеральный секретарь. Потом система рухнула, внешние кордоны сняли, а внутрь ничего не вложили. Пришлось удариться в религию: завести некие обереги. Я вовсе не уверен в том, что водитель с иконками — истинный христианин. Скорее подобные украшения свидетельствуют о наличии у водителя некоего подспудного внутреннего страха, что если грех будет особенно крупным, расплата все ж таки придет. Иными словами, одинокой девушке сесть к частнику с иконкой в теории безопасно, потому как она навряд ли будет убита или изнасилована. С другой стороны, водители с иконостасами водят не слишком аккуратно, поскольку считают, что за их спиной стоит сам Иисус Христос. Они соблюдают, возможно, общепонятные заповеди: не крадут, не желают жену ближнего своего. Но ведь правила дорожного движения в эти прописи не вписаны. Учитывая, что хаос на московских дорогах обусловлен неряшливым вождением тридцати процентов от общего числа автомобилистов, теоретически мы можем утверждать, что стилистику и специфику московского вождения во многом определяют люди с иконками — ведь их как раз примерно тридцать процентов.

На московских дорогах можно выделить группу людей, страдающих детскими и подростковыми комплексами неполноценности: это, как правило, представители мужского пола, недополучившие в детстве желаемых благ или пережившие разочарование сексуального порядка. Научно обоснованный многими исследованиями факт: люди с маленьким, так сказать, либидо покупают громадные, неповоротливые внедорожники, ездить на которых практически невозможно. А автомобили класса люкс, как правило, приобретают во владение люди либо небогатые (в кредит), либо скороспело разбогатевшие и не слишком уверенные в завтрашнем дне, они же — Нарциссы. Нарциссизм — следствие инфантильности, и его проявления заключаются в желании быть первым и в пробке, и на дороге. Водители-Нарциссы, как правило, блокируют все движение, мечутся из одного ряда в другой, не экономя ни секунды, но показывая свой дорогостоящий мощный автомобиль и, в сущности, — неуравновешенный и опасный характер. Люди, украшающие свой автомобиль буквой «У» и оригинальным московским изобретением — значком «чайника», мне, как психологу, представляются наиболее здравомыслящими. Они заявляют: «Я — сам по себе, я независим, и в ваши мегаломанические игры играть не буду ни при каких условиях. Мне все равно, какими правилами вы руководствуетесь». Ведь московские водители существуют по каким-то тюремным законам — кто сильнее, тот и прав. Уступил дорогу — считай, себя опозорил. Так вот, те водители, которые не побоялись украсить стекло буквой «У», по-настоящему заботятся о собственной безопасности, относятся к машине как должно. То есть как к элементарному средству передвижения.

Наказание ремнем

12 первых попавшихся водителей отвечают на два вопроса: используют ли они ремень безопасности и есть ли у них в машине икона.

      
Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА
     
Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА
     
Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА
    
Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА                              Ремень: НЕТ. Икона: ДА



Источник материала: http://esquire.ru/

Tags: livejournal
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 113
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments