Пока в Одессе ждут Uber, на улицах появился... "Яндекс.Такси". Сегодня увидел две их машинки (номера киевские) и сильно призадумался.
Я примерно могу представить, какой грандиозный объем информации о клиенте содержит поисковик. Я приблизительно могу представить, какой объем информации имеет хорошая система заказа такси, с идентификацией и системой лояльности для клиентов.
Но я боюсь даже представить, какой информацией о клиентах будет иметь хорошая система заказа такси, которая является частью поисковика. Владельцы этой системы будут знать о клиенте не только, то, чем он интересуется, каких взглядов придерживается, что пишет и что читает, что покупает и что хочет купить, но также - откуда и куда он передвигается и самое интересное - где он находится и где будет находиться в ближайшее время.
Ну например, клиент, идентифицированный как активист оппозиционной партии, ищет в интернете лозунги и плакаты для распечатки, ищет профильные группы и форумы, и за полчаса до антипутинского митинга вызывает такси. И мы знаем, на какой улице и возле какого дома он будет стоять через пять минут и что у него будет.
Дальше - активист может задержаться, застрять в пробке, заехать не туда, стать жертвой "случайного" инцидента - ну, там, пьяный прицепился... Короче, дело фантазии получателей этой информации.
Я ни в коем случае ни в чем не подозреваю и тем более не обвиняю "Яндекс" - получателем и фантазером может быть кто-то другой. Например, спецслужба.
Так вот, трасса к сайту taxi.yandex.ua вывела меня на сервер taxi.mobile.yandex.net (5.45.217.5), расположенный в Москве на ул. Льва Толстого, 16. Поэтому это будет явно не украинская спецслужба. Чем это может закончится - погуглите историю убийства в Ровно бывшего спецназовца Ивана Мамчура и послушайте, что рассказывают подозреваемые.
Я поинтересовался, как заходил "Яндекс.Такси" в другие города. Для них характерна очень агрессивная маркетинговая политика, на первых порах не просто демпинг, а прямой подкуп водителей и клиентов. Их цель - не просто откусить солидную долю рынка (и потом вернуть затраты через завышенные цены), а в первую очередь получить полный доступ к информации служб такси. Сервис Яндекс.Таксометр, который они весьма агрессивно продвигают среди партнеров (а точнее - жертв), заточен именно на это.
Почему я не вижу такой опасности со стороны Uber, например? В первую очередь потому, что у Uber нет своего поисковика с огромным массивом информации о всех сферах жизни их клиентов.
И я уже не говорю, что приложение Uber, в отличие от плагинов Яндекса, никогда не попадал в список вредоносного ПО.
Пост спочатку надрукований тут: http://don-katalan.dreamwidth.org/1532321.html.
Journal information