Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Хроники культа Карго. Насилие и агрессия

Stanislav Kukareka
Насилие (как впрочем и агрессия) есть довольно распространенным явлением. Есть даже мнение такое что они есть базовым, биологическим свойством человека как вида. Впрочем не только человека, даже всякие мимишные щенки с котятами собираясь более двух - играют обычно в то самое нападение и защиту. Даже когда играют. По мере того как их зубы и когти становятся больше, а детская игривость уступает место жизненному опыту - доля агрессии и насилия там заметно уменьшается. Хотя не исчезает насовсем.
Тут нужно понимать в каких случаях и с какими целями используется то насилие, за пределами чисто детских игр. Я имею в виду не добычу пищи например для хищников, а применение насилия к себе подобным. Таки применяется. Во всевозможных социальных разборках, от защиты территории до борьбы за положение в группе (для стайных всяких животных), борьбы за самку и т.д. И тут я хочу обратить ваше внимание на интересную особенность, подобные "социальные" разборки среди хищников (что прирожденные убийцы кстати) крайне редко заканчиваются смертью, или даже серьезными травмами. Типичная задача там - заставить соперника отступить, не более того. Среди травоядных кстати - подобные разборки (когда имеют место) заканчиваются обычно тяжелее, вплоть до летального исхода.
Но мир животных - то одно, а у людей типа иначе все. Хотя не очень и иначе. Агрессия и насилие в той или иной форме считалась (и считается) вполне нормальным проявлением для решения тех или иных вопросов. Приобретая при том разные формы. Ни у кого не вызывает удивление ни книжка ни кино про мушкетеров, где эти самые милашки убивают и налево и направо как минимум десятками. Причем без особого даже повода. Просто что бы понравиться какой-то там Констанции или к примеру передать письмо от Бэкингема. Или в результате "спора по поводу одежды". Казалось бы кошмар и нонсенс. Но как кошмар оно не воспринимается, и стало классикой по сути. И как так получилось? А получилось просто, они там одинаковые все, что мушкетеры, что гвардейцы, и обе стороны ведь принимают правила игры. Они десятками не режут непуганных крестьян к примеру, и даже галантерейщика Боанасье бравый дАртаньян не проткнул шпагой. Хотя имел гораздо больше причин это сделать чем крошить в капусту каких-то там гвардейцев просто потому что те - гвардейцы кардинала. Парадокс? Да нет, не парадокс. Система.
Насилие считалось вполне кошерным способом разрешения конфликтов, и даже было институализировано, обросло какими-то там правилами применения и целым ритуалом. Ребята-мушкетеры ведь не бросались на спину из за угла с финским ножом, а гламурно назначали свидания друг другу у монастыря Кармелиток (или на Черной речке, хотя там даже не мушкетеры были) и прочий соблюдали ритуал и политес. Да, это была чисто сословная фигня, и распространялась лишь на "равных" в том или ином смысле. Галантерейщика никто там шпагой не пронзал, прошу не забывать. Хотя галантерейщика вполне успешно там хватали и волокли в тюрьму, на задушевную беседу с кардиналом.... И просто по ушам могли галантерейщику навешать для профилактики. Другие сословия - имели иные способы и процедуры разрешения конфликтов, включительно по суд, который существовал уже тогда. Хотя среди тех самых мушкетеров и прочих сливок общества - сутяжничество по судам считалось делом низким и безблагодатным, они предпочитали шпагу или пистолет. И кстати имели к тому основания...
Опять таки - война. Война была нередким способом решать конфликты, что международные что просто феодальные, и та война считалась кстати "делом благородным", а собственно профессия военного - была единственной по сути карьерною перспективой для цельного сословия, дворян. Им кстати просто запрещалось зарабатывать на жизнь каким-либо иным путем. Ну кроме ренты с имений и еще возможно - азартных игр. Работать им было нельзя. То есть не столько даже работать, выращивать в собственном саду розы (с лопатою наперевес кстати) или добыть себе немного поросятины охотой - им в сущности никто не запрещал. Но им категорически нельзя было работать за деньги. То есть по сути - вступать в цивильно-правовые отношения с целью извлечения дохода. Включая и отношения найма. Даже разрешенная для них военная профессия имела там нюанс, "вступление на службу" и предложенье шпаги какому-то сеньору было кошерно, но банальное наемничество (фриланс, по нынешним понятиям) так уже нет, это уже не кошерно было. Но к этой тонкой разнице мы вернемся позднее.
Итак, так что такое есть война? Это когда два пацана не договорились. И начали друг другу наносить ущерб всякими средствами и способами. Осаждать замки, разорять земли, сжигать посевы и т.д. Задача убийства оппонента (то есть феодала-соперника) по сути редко ставилась. Ибо во первых трудновыполнимо (взять замок намного сложнее чем разорить земли), а во вторых там цель была другая, цель там была лишь "привести к покорности", решить тот изначальный конфликт что стал причиной или поводом к войне. Война - метод решения конфликтов. В чем состоял метод? В нанесении взаимного ущерба, аж пока для какой-то стороны ущерб от войны не превысит цены того самого исходного конфликта. Кому-то из них будет проще уступить. И потому многие конфликты разрешались даже без самой войны, еще до ее начала, самим только наличием ее перспективы.
Примерно аналогично было и со всякими дуэлями, следовало 3 раза подумать прежде чем что-то сказать или сделать. Ибо иначе можно было подвергнуть свою жизнь не всегда оправданному риску. Тут мы что видим? Баланс мотиваций, выгод и риска. И более того, какие-то там правила и кодексы неписанные, и прочая "суспильная мораль" там прямо даже обязывали отвечать на оскорбление например, или иные обиды - войною, вызовом на дуэль, вооруженным сопротивлением и т.д. Создавать существенный риск для агрессора. Это было не правом, это было обязанностью, что была закреплена в обычае. И даже после официального запрета например дуэлей - обычай тот и практика сохранялись достаточно долго. И победивший с гордым видом шел в тюрьму, но что поделать? Честь превыше. Хотя на самом деле это был "суспильный обовьязок" тот самый, что играл весьма важную роль в правовой системе.
Самозащита права - таки была обязанностью, и это крайне важно. Ибо это делало просто невыгодной систематическую деятельность по нарушению того права. Слишком рискованной, где риск не оправдывал выгод. Никаким бандитам бы и в голову не пришло например грабить дАртаньяна. А почему? А потому что даже если их больше, они вооружены и т.д. они бы в результате получили что? Перспективу драки, и если повезет - лишь труп противника, с которого еще неизвестно чего можно взять. В то время как грабеж галантерейщиков - широко процветал, несмотря на существование всякой стражи городской и прочей правоохранительной системы. Почему? Потому что галантерейщик при угрозе насилия - отдаст кошелек. В свое время кому-то из русских царей даже пришлось выдать специальный указ, о том что дворяне и прочие имеющие право на ношение оружия - лишались статуса и привилегий в том случае если становились жертвой ограбления не оказав вооруженного сопротивления, это он тогда так боролся с бандитизмом на дорогах и реках страны...
Итак, нам тут пора наконец выяснить что такое насилие и что такое агрессия, и в чем между ними разница. А разница там есть, и это очень существенный момент, именно он лежит на самом деле в фундаменте права как системы, а вовсе не монополии всякие на там насилие или арбитраж, как нам вещают еретики Карго. Ибо зрить нужно таки в корень и понимать суть, иначе не взлетит. Но это будет в следующей части.


Пост спочатку надрукований тут: http://don-katalan.dreamwidth.org/1599622.html.
Tags: кукарека, либертарианство, україна
Subscribe

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 116
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment