#сто_років_тому. Євгенія Бош, українська радянська “прем’єрка”, розказує про переїзд Народного Секретаріату з Харкова до Київа, а також про саботаж, що ніби чинили “петлюрівці”, коли пішли в колаборацію.
Ці розмови нагадують вже п’ятий рік пояснення всіх кримнашських негараздів “бандерівцями”, які, мовляв, досі працюють на посадах в окупації.
Про звичайне приспособництво красниє нічого наче не чули.
.
27 января состоялось последнее в Харькове заседание Народного Секретариата, на котором большинство приняло решение о немедленном переезде в Киев.
По этому вопросу в Народн. Секретариате были большие дебаты.
Часть народных секретарей решительно высказалась против немедленного переезда, указывая, что Киев, в первое время, будет военным лагерем, и все силы там нужно будет отдать на охрану и оборону города и на организацию и укрепление фронта против Петлюры, находившегося всего в 20—30 верстах от Киева.
По их мнению поэтому Киев менее всего годен для правительственной работы, которая теперь, с освобождением всей Украины, должна значительно расшириться.
Вследствие этого предлагали выждать с переездом всего правительства, а в Киеве пока оставить тех трех народных секретарей, которые ранее были откомандирована политическими представителями ЦИК Сов. Украины, и группу войск, двигавшихся на Киев, с представлением этой тройке широких полномочий.
Товарищи, внесшие предложение о немедленном переезде, настаивали на своем предложении, мотивируя его политическими соображениями:
«Киев—столица Украины.
Наместо свергнутой контрреволюционной Центральной Рады должно немедленно прибыть Советское правительство»...
И, кроме того, указывали, что «на время создавать комиссариаты в Харькове нецелесообразно и сложно, а в Киеве аппарат уже имеется, созданный Центральной Радой»...
При голосовании большинство высказалось за немедленный переезд, и меньшинство, оставшись при особом мнении, потребовало занесения в протокол его протеста по поводу принятого решения.
В первый раз народные секретари резко разошлись во мнении, и соглашение не было достигнуто.
В тот же день состоялось заседание пленума ЦИК Советов Украины.
От имени Народного Секретариата было внесено предложение о немедленном переезде в Киев.
Пленум ЦИК принял это решение большинства Народного Секретариата.
29 января ЦИК Советов Украины и Народный Секретариат выехали в Киев.
Через две недели в Харькове был составлен Совет Народных Комиссаров, под председат. тов. Артема, и Донецко-Криворожская Область об’явлена отдельной Советской республикой.
30 января (12 февраля) 18 г. Советское правительство переехало в Киев.
Народным Секретариатом Советов Украины принято было решение развернуть немедленно все комиссариата, используя уже существующий государственный аппарат.
Все государственные учреждения, переименованные Ц. Радой в министерства, за вре.мя господства Генерального Секретариата были украинизированы путем замены ответственных служащих своими ставленниками.
С падением Ц. Рады все служащие министерств остались на местах.
По упорно циркулировавшим в городе слухам, все ответственные служащие получили от Генерального Секретариата плату золотом за несколько месяцев вперед и директивы оставаться на местах, стараясь всячести взрывать работу Советского правительства изнутри, и ожидать быстрого возвращения министров Ц. Рады обратно в Киев.
Эти слухи подтверждались тем, что даже заведующие различными управлениями, «щирые украинцы», делавшие вид, что русским языком они владеют с трудом, с переездом Советского правительства начали сами заявляться в кабинеты Нар. Секретариата с докладами о положении дел во вверенных им управлениях и за получением директив от Советских комиссаров.
Впечатление они производили гнуснейшее и не внушали большинству товарищей ни малейшего доверия.
Но увольнять их Народный Секретариат считал нецелесообразным —
во-первых, за отсутствием другого кадра служащих,
во-вторых, считал, что с увольнением мы их теряем с глаз, а наблюдая в учреждении, имеем возможность, в случае нужды, принять более решительные меры.
С этим мнением не все Народные Секретари были согласны.
Несогласные товарищи указывали, что при таком положении, по существу, аппарата не будет, а будет внутренний шпионаж и контрреволюционный контроль всех действий Советского правительства
и что лучше иметь 10 служащих.- на которых мояшо положиться, чем 100 человек явных врагов.
Но так как это было решением большинства, то пришлось вести работу при старом составе,, давая незначительные поручения начальникам управлений и проводя решения через технический аппарат, обходя начальников.
Это не только затрудняло работу, но создавало крайне неустойчивое положение комиссариатов, которые строились на песчаном фундаменте.
И не только в комиссариатах, но и во всех государственных организациях ставленники Ц. Рады остались на местах.
И вся эта петлюровская свора начала действовать единым фронтом, стараясь использовать продовольственный и финансовый кризис, созданный министрами Ц. Рады, против Советской власти.
Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/1728114.html.
Journal information