Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Category:

Теория разбитых фонарей - 5

Stanislav Kukareka
Итак, от критики СССР и рассмотрения примеров вернемся в эмпиреи собственно теории. И для начала попытаемся проблему сформулировать. Обычно нам каких-то хочется "покращень", чтоб завтра оно было не совсем так как вчера. То есть происходило как-то иначе. А что для этого необходимо? Для этого необходимо что-то сделать... Возможно сделать самому. Ну например заработать много денег и уехать нафиг-нафиг. Или починить лавочку под домом. это конечно вариант, но вариант отдельный. То есть он попросту не попадает в сферу проблематики "общественной" или там "регулятороной". Туда попадает другой случай, когда самым простым и правильным путем к переменам является что бы кто нибудь другой что нибудь сделал, или наоборот, не сделал. Или сделал например иначе.

Нет, в ряде случаев все правильно, и ваших личных усилий, ресурсов и прочего просто недостаточно для наведения желательных гламуров и наступления покращання в тех формах. Ну или вы так думаете что их недостаточно. И вы хотите для того привлечь "чужие". Это понятно, но тут встает вопрос "какого хрена". То есть какого хрена кто-то будет задействовать свои ресурсы для того чтобы вам стало хорошо. И это вот вопрос вопросов. И на этот вопрос быстро находится ответ (неправильный), мол нужно "обязать". Или напротив, "запретить". Употребить власть как универсальный инструмент покращання. Это решение привлекает своей простотой, и даже дешевизной (кажущейся), вам кажется что таким образом вы сможете все издержки того "покращання" переложить на кого нибудь другого. Желательно на "нехороших людей" каких нибудь. Но тут проблема есть, как правило те люди будут против. И если эти люди действительно окажутся "нехорошими", то это станет еще большей проблемой. Ибо они просто так своего не уступят.

Фишка теории игр в отличие от всех этих правовых позитивизмов - в том состоит что она рассматривает интересы абсолютно всех сторон взаимодействия, причем рассматривает в комплексе и во взаимосвязи. Еще и в рамках разных сценариев. Сценарии те (как и сами игры) глобально делятся на 3 общие категории, вин-вин, лосс-вин и лосс-лосс. Второй среди которых известен также как "игра с нулевой суммой". Именно эта, вторая категория наиболее часто рассматривается, благодаря своей высокой простоте, и тем что именно к этой категории как правило относятся все игры по формальным правилам. такие как футбол или например шахматы. И даже карточные игры если в очень общем виде, хотя на самом деле там есть тонкие нюансы. Там очень просто, один выиграл, второй проиграл. Или наоборот. И победит типа сильнейший, и горе побежденному. Но к сожалению в реальной жизни это сценарий маловероятный и для практического применения совсем малополезный.

В реальной жизни куда чаще встречаются два других сценария которые известны как "игры с ненулевой суммой", и хотя у них вроде общее название, но первая и третья категории то есть 2 большие разницы. Итак, допустим вы хотите отобрать у васи деньги. Методом гоп-стопа, или например через суд. формально это "вин-лосс", вы заберете, он проиграет. Это если вы выиграете, что кстати еще не факт. Но на самом деле тут все будет иначе. Для убедительности гоп-стопа вы например наймете бандита. И ему за это заплатите. Ну или адвоката, что по сути то же самое. И часть денег он просто заберет себе. Независимо даже от того выиграете вы или проиграете. Вы можете взуть его в карты с помощью крапленной колоды что гарантирует Васе проигрыш. Но это только до тех пор пока Вася не обидится, и не достанет нож, или пистолет. И тут правила игры существенно изменятся. Вася вас просто пристрелит, и желая заработать денег вы потеряете жизнь. Или вы окажетесь ловчее и пристрелите Васю, но тогда вас посадят в тюрьму. Или вы как минимум будете иметь проблемы с тем куда спрятать тело. Проблемы которые ой как не факт покроет выигрыш предполагаемый. Это примеры ситуаций когда события развиваются по сценарию "лосс-лосс", и несут обеим сторонам больше издержек чем бонусов. И так случается нередко.

И так уж вышло что всякая игра крапленными картами, или попытки получить ультимативных преимуществ иным образом (и тем самым гарантировать себе выигрыш) вызывает у оппонента вполне логичную реакцию. Он хочет выйти из игры, иьо в нее играть ему уже не интересно. А если выйти из игры не получается, то он меняет правила. В сторону лосс-лосс, делая эту игру не выгодной уже для вас. Ему то самому уже все равно, он и так и так проиграл, но если он переведет в лосс-лосс то есть шанс что вы прекратите игру. Типичный вариант - захват заложников. То есть оппонент допускает (и признает) что вы можете егу убить, но создает условия при которых вам это не выгодно. То есть в любом случае заложники погибнут раньше, и ваши потери будут превышать возможный выигрыш. Классика жанра. Но стоит тут заметить что стратегия такая крайне редко применяется в тех играх из которых таки можно выйти. Тут роль насилия есть очень важной.

Но есть и третья (вернее - первая) категория, игры в "вин-вин" где обе стороны выигрывают более чем проиграли. Типичным случаем такой стратегии есть сделка (если по Мизесу), там где субъективная полезность того что ты получаешь больше чем того что ты отдал. это классический пример. Хотя на самом деле все сложнее, и большинство стратегий "вин-вин" реализуются как сепаратные. То есть "Вася, пошли вон тому козлу надаем по рогам и заберем бумажник". Это кооперативный сценарий для бандитов, там соединение усилий для них сильно уменьшает риск получить по рогам (вместо профита), а добыча пусть даже на двоих разделенная - это лучше чем ничего. Для них так выгоднее. Бывают случаи конечно что и подельника пытаются кинуть (или даже убить) что бы не делиться, но то нечастый случай. Ибо это не выгодно. Им проще оприходовать еще одного козла (и даже двух) чем вступать в конфликт междоусобный. И потому в немалом числе случаев весь профит от таких стратегий реально оплачивает козел какой-то получивший по рогам. И это кстати раскрывает парадокс о том почему "плохие люди" между собой сотрудничают более успешно и эффективно чем "хорошие". И почему зло побеждает чуть реже чем всегда...

Но впрочем те сепаратные стратегии и оппортунизм - рассматриваются тоже в той теории, отдельно и подробно. Вообще там все забавно и весьма интересно. Хотя и там уже довольно много спекуляций и деформаций от всяких комиссаров в пыльных шлемах, которые как и обычно пытаются извлечь оттуда хитрый профит. Путем банального обмана, деформации исходных данных и оценки ситуации возможным оппонентом. Тут ничего особо нового. Я ясный перец не буду в фейсбуке читать тут лекций о теории игр, и даже я не буду рекомендовать литературу, оставим это "для домашнего чтения", но рассмотрю некоторые забавные частные случаи и прикладные аспекты. В следующих частях. Ну а пока - изучайте теорию :)

(1)-(2) - (3) - (4)

Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/1759179.html.
Tags: анализ, кукарека, либертарианство, піар
Subscribe

promo don_katalan Грудень 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments