-----
Dmitry Lyudmirsky
Моя малая родина, Киев, считалась футбольной столицей Советского Союза. Киевское «Динамо» выигрывало у всех и вся, из его игроков сборная СССР состояла чуть менее, чем полностью.
А школа, где я учился, располагалась примерно в сотне метров от центрального городского стадиона. (Был еще такой фильм «Женщины шутят всерьез» с Леонидом Филатовым, герой которого, профессиональный футболист, учился как раз в моей 145-й школе, и соседство школы со стадионом служило там сюжетообразующей фишкой.)
Когда на этом стадионе Динамо Киев играло с какой-нибудь «Баварией» или «Боруссией», школа оказывалась внутри милицейского оцепления, и мы после уроков могли легко проникать на стадион без билетов. (Это немножко не так - Д_К)
За футбол в Киеве болели все — от домохозяек до пенсионеров. Футбол был в каждом дворе и в каждом классе. Когда по телевизору показывали футбол, улицы пустели. Мои папа и мама были страстными болельщиками, и я, разумеется, тоже.
Но вот что было важно: все наши футбольные триумфаторы — они были такие же, как мы. Они жили рядом с нами, тусили среди нас, учились в тех же университетах, женились на чьих-то знакомых девчонках, все были свои и наши.
Почти у каждого моего одноклассника имелся какой-нибудь родственник, связанный с большим киевским футболом. Блохина или Демьяненко можно было запросто встретить в магазине на Крещатике или на пляже на Днепре. Мы жили вместе с ними и побеждали вместе с ними. «Наши против ненаших» — в этом были суть и пафос футбола.
Ничего похожего на тот пафос больше нет. Даже цвет кожи тех, за кого ты якобы должен болеть по факту своей прописки, не имеет значения. Просто все, кто сегодня выходит на футбольное поле с любой стороны — они вообще не наши и не ненаши. Сегодня вон тот бразилец играет за «наш» клуб, а завтра его перекупили враги, и он тут же стал «не наш». И чем, скажите, он мне сегодня должен быть более дорог, чем завтра? Почему я должен переживать за его успех сегодня и злорадствовать в его адрес завтра? Чем какая-то одна команда, состоящая из совершенно чужих, набранных кем-то посторонних высокооплачиваемых людей, должна мне быть сегодня вечером более люба, чем любая другая такая же команда?
Все эти ребята существуют в параллельном мире, не с нами, подобно персонажам какой-то компьютерной игры, которыми манипулируют, выставляя, как фишки, за ту или иную команду и выдавая боевые артефакты.
«Наши» и «не наши» — нет больше такой дихотомии.
Так за кого болеть?
Вот я больше и не болею
Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/1787358.html.
Journal information