Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Category:

Из малоизвестного: Скайлэб-спасатель

А вот об этом нереализованном проекте вы вряд-ли когда-либо слышали:
-------
Скайлэб-спасатель (англ. Skylab Rescue, SL-R) — резервный спасательный полёт, часть плана действий при непредвиденных обстоятельствах для спасения экипажа, находящегося на космической станции Скайлэб. Полёт разработан в рамках программы Аполлон. Для этого потребовалось внести изменения в Командный модуль корабля Аполлон (КА), который должен был стартовать с экипажем из двух астронавтов, а возвращаться должны были два экипажа из пяти астронавтов[2]. Два раза проводились подготовки к полётам, но ни один полёт по программе Скайлэб-спасатель не был выполнен.

Экипаж


К спасательным экспедициям AS-208 и AS-209 готовились:
Вэнс Бранд — командир корабля
Дон Линд — пилот корабля

История


В ноябре 1965 года технический персонал североамериканского Rockwell задумался о спасательной миссии для астронавтов, оказавшихся в ловушке на лунной орбите[3]. Стали рассматриваться возможности использования кораблей «Аполлон» не только в качестве космического спасательного средства, но и транспортного — для снабжения экипажей оборудованием и расходными материалами.
В ноябре 1970 года компания вернулась к этому проекту после того, как спасательная миссия на земной орбите была показана в фильме 1969 года «Потерянные». Центр космических полётов имени Маршалла выпустил формуляр «Требования к Полётам» от 17 мая 1972 года, с последующими дополнениями[2].
Стандартный командный модуль корабля «Аполлон» имел три шкафчика в кормовой части за переборкой для хранения запасов продуктов и другого оборудования, которые так же использовались для возвращения с орбиты отснятых плёнок и результатов экспериментов. Чтобы переоборудовать стандартный командный модуль в спасательное транспортное средство, шкафчики хранения были удалены и заменены двумя ложементами для команды, что позволило разместить в сумме до пяти человек

AS-208


(РН AS-208 предназначалась для спасения экипажа Скайлэб-3.)
После старта Скайлэб-3 28 июля 1973 года, экипаж обратил внимание на проблему с Командным модулем — с двумя из её двигателей ориентации Системы управления кораблем. Они пропускали топливо, у одного это заметили перед стыковкой со станцией, а у другого — через шесть дней, 2 августа. Осталось два исправных двигателя, космический корабль мог работать и на одном, утечки представляли угрозу для других систем[5]. НАСА сначала рассматривало вопрос о немедленном приземлении команды. Поскольку астронавты были на станции в относительной безопасности, с вполне достаточными запасами продуктов и кислорода, появились планы относительно спасательного полёта, миссия продолжалась, в то время как ракета Сатурн-1Б (AS-208) со спасательным Командным модулем (CSM 119) уже была собрана в вертикальном положении в Здании сборки около Стартовых площадок № 39 для возможного применения. Её даже выкатили на стартовый стол LC-39B.
4 августа НАСА объявило, что члены дублирующих экипажей Скайлэб-3 и Скайлэб-4 Вэнс Бранд и Дон Линд будут управлять этой спасательной миссией, они немедленно приступили к обучению по программе такого полёта, как только второй двигатель дал течь 2 августа. После того, как инженеры определили, что утечки не будут повреждать космический корабль Скайлэб-3, эти два астронавта на Земле стали использовать тренажёры, чтобы проверить возможность возвращения астронавтов со Скайлэба на двух двигателях ориентации. Если бы линейный персонал работал 24 часа в сутки и провёл бы не все тесты, то старт мог бы состояться уже 10 сентября, и продлиться не больше, чем пять дней. Астронавты на орбите попытались подготовить Скайлэб к дальнейшему использованию, подготавливать к возвращению результаты экспериментов, но диагностика причин проблемы с двигателями Командного модуля были более важными. Линд, находясь на Земле, помогал экипажу на орбите отбирать материалы, которые будут возвращены. У Скайлэба было два стыковочных порта, но основной был занят, а именно он был нужен для стыковки корабля Скайлэб-спасатель со станцией[2].
Через несколько часов после отказа второго двигателя, НАСА решило отменить спасательную миссию. Вне заключения космического агентства, что неработающие двигатели не повредили Командный модуль Скайлэб-3, Вэнс Бранд и Дон Линд (дублёры команды Скайлэб) уже доказали во время их обучения и тренировок, что возвращение с нерабочими двумя двигателями было безопасно. Они продолжали обучаться для спасательной экспедиции, как и для последующих полетов. Экипаж Скайлэб-3 смог полностью закончить свою 59-дневную миссию на станцию и благополучно возвратился на Землю 25 сентября, используя два функционирующих двигателя RCS

AS-209


(РН AS-209 предназначалась для спасения экипажа Скайлэб-4)
После запуска 16 ноября 1973 года Скайлэб-4 из-за непредвиденных обстоятельств была проведена подготовка к ещё одному резервному спасательному полету. Ракета Сатурн-1Б (AS-209) была собрана в здании сборки ракет в пусковом комплексе 39 для возможного применения. Здесь использовался тот же командный модуль — CSM 119, на котором должны были лететь Вэнс Бранд и Дон Линд для спасения миссии Скайлэб-3.
Командный Модуль Скайлэба-спасателя снимается с РН Сатурн-1Б после успешного приземления Скайлэб-4

Последующая история


На 1974 год планировался 20-дневный полёт Скайлэб-5 для выполнения научных экспериментов и поднятия станции Скайлэб на более высокую орбиту для ожидания будущих экспедиций по программе «Спейс шаттл». В полете был бы использован этот резервный командный модуль (англ. Command/Service Module, CSM). Полетел бы экипаж, состоящий из Вэнса Бранда и Дона Линда и ещё одного астронавта — Уильяма Ленуара (как пилота командного модуля).
РН AS-209 и CSM-119 позже использовались в качестве резервных при подготовке к миссии Аполлон (ЭПАС) в рамках проекта совместного экспериментального полёта «Союз — Аполлон». Командный модуль CSM-119 сейчас демонстрируются в разделе Аполлон-Сатурн Космического центра Кеннеди. Ракета-носитель Сатурн-1Б AS-209 в настоящее время располагается в Парке Ракет там же. В 2007 году командный модуль, после более 30 лет проведенных как экспонат, был использован инженерами НАСА для исследований сборки адаптеров поддержания жизнеобеспечения космического корабля — проектировался трубопровод, защищённый от больших аэродинамических нагрузок, который позволяет кислороду, воде и электричеству из Сервисного модуля попадать в Командный модуль. Это нужно было при проектировании и строительстве подобной системы на новом космическом корабле Орион, который напоминает конфигурацию корабля Аполлон.


Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/1966603.html.
Tags: история, космос, сша
Subscribe

  • Borys Babin · Візити східних варварів

    ===== Голова Радбезу РФ під час чергового "інспекційного візиту" у Севастополь народив чергову промову про козні імперіалістів, які загнивають, але…

  • ДУХ БУНТА

    Байден позвонил Путину. Причем второй раз. Причем по собственной инициативе. Предложил встретиться в третьей стране. Гаага, если что, была бы для…

  • Вам-то какой смысл? В России станет больше гражданских прав и свобод?

    Валерій Пекар Я понимаю, когда российские имперские фашисты с упоением вещают, что российская армия разобьет украинскую за пару дней. Для них в этом…

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments