Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Сериал “Чернобыль”: черная быль или чернуха?


Сериал “Чернобыль” от HBO, который вышел в прокат буквально несколько недель назад, успел вызвать настоящую словесную бурю в социальных сетях.
Только ленивый не хвалил новое творение американского канала, подарившего “Настоящего детектива” и “Игру престолов”. Чтобы объективно оценить продукт, необходимо не спешить и дать ему настояться. Особенно такой продукт, который неразрывно связан с нашей страной и её историей. Ведь очень легко переступить грань и создать нечто, способное унизить человеческое достоинство. Например, своеобразная интерпретация Второй мировой войны от Тарантино – это одно дело. Ведь зритель понимает, что на экране показывают гиперболизированную фантасмагорию. А вот, когда украинские или российские студии снимают очередной фильм о подвигах дедов, то тут хочется рыдать. Сами режиссеры не понимают, как своей глупостью нивелируют реальные подвиги и оскорбляют живших (живых) людей. Это очень хорошо показывает в своих видеоблогах Евгений Баженов (Badcomedian). Можно вспомнить фильм “Движение вверх”, препарированный Баженовым. Когда лишь “чудо”, а не упорный труд, помогает советским баскетболистам победить американских. Да и некоторые спортсмены показаны туповатыми, жлобоватыми и крайне негативными персонажами. Ведь совки, что тут сказать.

Хотя, если быть абсолютно честным, то Евгений иногда чрезмерно придирается к художественным произведениям, препарируя их с документальной точностью. Однако он прав в своих заключениях, поскольку, мало кому понравится, когда его показывают не с самой лучшей стороны, не имея для этого веских оснований. По сути, человек подвергается клевете. Конечно, можно ссылаться на то, что это режиссерская выдумка, которая должна усилить впечатления зрителя. Однако в наше непростое время регрессии критического мышления и медиа-доминирования люди нередко принимают показанное за чистую монету.

Все вышесказанное не касается сатиры, альтернативной истории и различных постмодернистских жанров, где подобная интерпретация событий с реальными людьми допустима. При этом авторы подобных произведений не указывают, что они основываются на реальных событиях или пытаются максимально передать достоверность случившегося. В случае с “Чернобылем” ситуация выглядит иначе. Нам сказали сразу: “Старались отнестись с уважением и показать правдиво”.
HBO и режиссеру Юхану Ренку в частности удалось передать быт и антураж того времени. В советскую действительность, несмотря на мелькающие современные киевские царь-балконы, погружаешься с головой. Даже станция изнутри выглядит правдоподобно благодаря съемкам на литовской АЭС, построенной по типу РБМК-1000. И это, безусловно, огромный плюс, затягивающий иностранного и отечественного зрителя. Перемещающий во времени назад и заставляющий поверить в происходящее.
Однако, когда дело доходит до экранных персонажей, точно скопированных с реальных, которых хорошо играют маститые актеры, возникают вопросы. Уже с первой серии мы видим главного антагониста – Анатолия Дятлова, заместителя главного инженера с эксплуатации второй очереди на ЧАЭС. Он не верит, что произошла авария, что активная зона уничтожена, что уровень радиации на электростанции зашкаливающий. Он говорит совершенно абсурдные вещи, типа, “ничего страшного, это он просто отравился водой”, когда к нему приходит сотрудник с ожогами от лучевой болезни. Его реакция на дозу в 3,6 рентгена в час вызывает лишь улыбку: “Средний уровень заражения”. Физик-ядерщик никогда бы такого не произнес. И в реальности он это и не произносил. Более того, он никому не позволял устраивать разборки во время рабочего процесса, что было показано, и сам в них не участвовал.

“Анатолий Степанович не позволял ни себе, ни другим в его присутствии проводить разборки с персоналом, допустившим ошибки и находящимся в данный момент на рабочем месте. Вспоминаю случай, когда у меня (я находился за пультом) сработала защита реактора и корабль остался без хода при отчаливании от пирса. Сдаточный механик начал воспитывать меня, но А.С. просто выставил его из пультовой. После сдачи смены, на разборе причины срабатывания A3 – мной была допущена ошибка – я получил своё по полной программе от А до Я, но не от механика, а от А.С.”, – рассказывает Государственный инспектор по ядерной безопасности Украины А.В. Крят.
Стоит отметить, что он не посылал рабочих станции на верную смерть, а сам пошел проверять повреждения активной зоны.
“Прошли возле завала… я показал на это сияние… показал под ноги. Сказал Дятлову: “Это Хиросима”. Он долго молчал… шли мы дальше… Потом он сказал: “Такое мне даже в страшном сне не снилось”. Он, видимо, был… ну что там говорить… Авария огромных размеров”, – вспоминает Юрий Трегуб – начальник смены 4-го блока станции.</p>
Суд. Дятлов в центре

Дятлов за подобный героизм и беспечность поплатился сполна. Получил облучение в размере 550 бер, инвалидность II группы и, страдая на лучевую болезнь, был осужден и отсидел часть срока в Лукьяновской тюрьме, а потом в колонии в селе Крюково. Ему присудили 10-лет лишения свободы. Был освобожден досрочно благодаря письменному обращения Сахарова и других советских ученых.
Дятлов получил срок не в последнюю очередь благодаря одному из членов правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии Валерию Легасову, самоубийство которого мы видим в первой серии.

Именно его выступление в МАГАТЭ ряд советских ученых назовет лживым. Ведь он, по факту, переложил ответственность за случившееся на работников станции. И тут стоит отметить, что если в первом выводе МАГАТЭ INSAG-1 допускается существование маловероятной причины аварии из-за нарушений порядка и режима эксплуатации, то в следующем выводе INSAG-7 (1993 года) говорится:
“Достоверно неизвестно, с чего начался скачок мощности, приведший к разрушению реактора.
До настоящего времени ни одной из научных организаций в СССР не опубликована достаточно обоснованная цельная версия, доказательно объясняющая зарождение и развитие аварийного процесса.
Сделать окончательное заключение о правомерности или ошибочности действий персонала не представляется возможным из-за противоречивости требований регламента”.
Хотя в сериале Легасов представлен чуть ли не главным антисистемщиком и позитивным персонажем. Он может себе позволить нагло общаться с Горбачевым и готов пожертвовать собой ради спасения всего живого. Но именно его отчет позволил работников станции посадить на скамью подсудимых. Несмотря на это, осужденные подтверждают, что Легасов действительно проводил немало времени на месте аварии (не менее 4 месяцев).

Говорят, что он совершил самоубийство из-за терзающей его совести за сказанное и содеянное. Об этом можно узнать благодаря его аудиодневникам, оставленным перед смертью. Записи о вине советской власти таинственным образом исчезли.

В то же время в “Чернобыле” образ Дятлова так и оставляет желать лучшего. Если в конце первой серии можно заметить его осознающий происходящее взгляд, то уже в третьей серии он вновь выступает хамом и подонком.
И если бы авторы сериала изменили бы реальные имена и фамилии персонажей, был бы еще понятен подобный художественный ход. А так получается, что человек с непростой судьбой, пострадавший из-за аварии и посвятивший себя борьбе с катастрофой, выступает неким объектом для плевков. Многие сограждане, черкая рецензию на “Чернобыль”, вспоминают Дятлова в негативном контексте, не удосуживаясь поинтересоваться документальными хрониками.
Когда ты видишь подобное отношение к реальным людям, перестаешь обращать внимание на различного роды “клюквы”. То чекист выводит работника на крышу станции, то глава ликвидационной комиссии Борис Щербина говорит, что чекист выбросит Легасова из вертолета, если тот не расскажет, как работает станция, то шахтеры посылают чекистов на три буквы.


Борис Щербина в сериале (слева)

Вершиной жира, просто вагнеровской кульминацией становится дед, который постукивает костылем в зале заседаний станции и произносит нечто подобное: “Это станция имени Ильича. Рабочий человек должен жить спокойно, ему не стоит знать правду. Поэтому мы блокируем город”. Все дружно кричат “ура”.

Не удивляет даже, что от радиации замертво падают птицы, а люди плавятся, когда берут осколки графита в руки и получают лучевую болезнь за считанные секунды. У аквалангистов не подключены системы дыхания, но не будем об этом.
Все это происходит под зловещий саундтрек, состоящий из сэмплированных щелчков счетчика Гейгера.
В результате все упомянутые “атмосферные” достижения рушатся. Перед нами не драма с документальной основной. Перед нами ужастик с большим количеством “клюквы”. Держит в напряжении, пугает, притягивает взгляд, а потом коверкает и выплевывает очередной шарж о злой советской власти, которая использует в качестве оружия медведей в экзоскелетах.
Как написали кинокритики The Guardian и The New York Times: “Студия HBO сняла сериал о советской пропаганде, используя методы советской пропаганды”.
А ведь можно было показать реальные ужасы советской власти. Когда на станциях не было нормальных дозиметров. Их не прятали в шкафах, они просто было сломаны. Да, все понимали, что показатели там в разы превышают 3,6 рентгена в час. Только понять реальную угрозу никто не мог, но все шли рьяно выполнять свои задачи.

Никто город не блокировал, эвакуацию на следующий день начали, просто другие города проклятые “советы” не сообщили об опасности. В это время в больницах не хватало таблеток с йодом. Рассказать, что согласно рассекреченным архивам КГБ, роковая авария на ЧАЭС была 5 по счету. Что реактор строили с криками “выше, быстрее, сильнее”, согласно лекалам пропаганды, что привело к грубым нарушениям конструкции.

И вот это наплевательское отношение на человека в пользу государства можно отлично вписать в художественную канву.
Но зачем? Легче добавить в произведение чекистов с автоматами. Вердикт: смотреть можно, все-таки получилось красиво, но лучше почитать реальную историю героев-ликвидаторов. С другой стороны, почему мы не сняли сериал по качеству не хуже, чем у HBO?
Антон Визковский для ИНФОЛАЙФа



Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/1995334.html.
Tags: kievinform, піар, радиоактивность, сша, україна, чернобыль, ядерна безпека
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 113
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment