Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Category:

Stanislav Kukareka: Пра классику-2

Итак, после общего "плача ярославны" и апокалипсиса что еще вчера, хочу остановиться на некоторых частных аспектах и последствиях, которые особо любопытны, и важны даже чисто практически. Итак, как например про "социальную раздробленность". Одним из важных свойств "советской школы" была внутренняя сегрегация (и даже сегментация) в собственно "детских коллективах". Где довольно четко (и очень рано) уже формировались всякие "страты" и "касты". Ну у нас например было весьма четкое деление на "синих" и "коричневых" как например, хотя это наверное локальный феномен.

В мои школьные годы хождение имело 2 типа "школьной формы", для мальчиков. Синяя (московская) и коричневая (украинская). Первая была некоторым дефицитом и достать ее себе не все могли позволить. Но кто же для своего ребенка пожалеет усилий? Отож, и потому если ты "синий" то значит твои предки обладают определенными "возможностями" и заботятся о своем чаде, а если "коричневый", то там или нищеброды, или просто забили на ребенка. И значит "толку с него не получится", скорей всего. И этот признак отличительный использовался даже учителями на самом деле. Так сама идея той формы, что бы "уравнять всех" была не просто на корню похерена, но и превращена в некий фактор дискриминации. Возможно это была очень местная специфика (Киева) и например в Москве такой проблемы вовсе небыло (там все были "синие"), но я о самом принципе. Было деление на "хорошие" и на "плохие" школы, причем в число "плохих" по сути автоматом попадали школы украинские. Во всяком случае я не помню что бы какая то именно УКРАИНСКАЯ школа считалась "хорошей". Хотя возможно такие и существовали.

Там целая была трагедия, дело в том что после украинской школы было крайне сложно поступить в ВУЗ. Практически в любой, ну может кроме Драгоманова. Ибо экзамены вступительные в ВУЗ (и далее там обучение) были на русском. Что для человека учившего к примеру математику на украинском - по сути приговор. Тут дело даже не в самом знании мовы (хотя она и не была "престижна") а в специальной например терминологии и.т.д. Итого, если ты хочешь в ВУЗ (то есть еще с малых лет готовишься пополнить ряды той угнетаемой прослойки) то нужно поступать в русскую школу. Без вариантов. А это было не так просто, и мест там вечно нехватало, то есть родители должны были "подсуетиться". А в украинские школы попадали соответственно в основном те кому "нечего терять" уже прямо со старта, там где родители либо не могли, либо вообще даже не собирвлись ребенку давать "верхнее образование". И это когда ему было еще 7 лет, когда заметно рано говорить о его предпочтениях (или даже способностях) к будущей профессии и будущей карьере, фактор чисто социальный.

И следует заметить что эти всякие расслоения и прочие трещинки учителями - не только активно использовались но даже и усугублялись по возможности. Используясь как мотивация. Мол "ты же не хочешь быть как Петров, и его друзья", ага. И со стороны родителей которые таки пытались оградить чадо свое от вредных влияний, мол "не водись вот с этим" или "водись вон с тем". Мол "люди не нашего круга" и.т.д. Это вносило свою лепту. И по итогу даже в классе обычно появлялись "касты", "страты" и "фракции" между собой не слишком дружественные. И между ними как то там налаживались отношения, с помощью разных механизмов от мордобоя или "дать списать" до всяческих доносов, ябед "начальству" и порою прямой клеветы. Это была распространенная (и даже приветствуемая) практика "управления коллективом", и не только в школе но и "далее по жизни", практически во всех сферах и этажах общества, в любых по сути коллективах.

Что там первично, именно "школа", или довлеющие методы советской щколы "управления коллективом" - тут трудно сказать, но корни явления четко прослеживаются еще к примеру у Макаренко. Который метод "разделяй и властвуй" не просто успешно использовал для управленья "трудными подростками", аж вплоть до поножовщины, но и те практики романтизировались и пропагандировались в хужожественной литературе. "Воспитующая сила коллектива" обильно и жестоко использовалась в армии и даже в тюрьме, где всякие "блатные" зачастую пользовались прямой поддержкою администрации. "Живительная сила коллектива" что опиралась (в разных версиях) то ли на "большинство", которое никогда кстати не состоит из "лучших", то ли наоборот, на "меньшинство активное" которое как правило "слишком активное" и как минимум агрессивное (ибо иначе не сможет выполнить там своей роли) это может быть где то и работает. Но применять принципы к примеру демократии и парламентаризма (которые кстати родились "элитарными"), или наследие Макиавели что были созданы для управления снова таки феодалами, аристократией военной в среде черни, и уж тем более для "воспитания человека нового типа" это извините. Это не могло не привести к катастрофе.

Но мы кстати и по сей день наблюдаем торжество той самой школы. Школы которую мы все прошли. И "гражданские активисты" у нас становятся "титушками", а "интересы пенсионеров" превыше интересов в целом экономики и даже базовых ее законов. Заветам мы верны, и эти принципы даже не критикуются. Даже в среде экспертов всяких и интеллектуалов, все это принимается как должное, как нерушимая традиция.

И да, у нас предпринята попытка "создать новую элиту", служивый люд от бюрократов до ментов. По принципам как раз вот сегрегации, сословных привелегий и "особого статуса" и.т.д. Но во первых это происходит по чисто феодальным принципам, тем самым по которым и формировалась "военная", она же "силовая" аристократия когда то сотни (и даже тысчи) лет назад. С той только разницей что военную аристократию рождает война. А у нас эта война ведется с собственным народом, у нас та аристократия не военная, а полицейская. Что две большие разницы. Еще в РИ господа офицеры жандармам рук не подавали и с ними водки не выпивали в офицерских собраниях, ибо считалось западло. Нигде и никогда собственно полицаи не были "элитой" или "аристократией" а с точностью до наоборот, кастой неприкасаемых, что прямо связано со спецификой их службы. И профильным менталитетом соответственно. То есть тут избран был крайне хреновый метод "сотворения элит", и результат вполне соотвествующий.

Причем ошибка эта тоже историческая, еще Иван Грозный делал нечто похожее со своими опричниками. И много раз потом это усугубить пытались, и потом большевики всякие "карательные органы" сильно продвигали в разряд элиты. Такие прецеденты были много где, и например во время ВФР взявшие власть революционеры азартно принялись рубить головы друг другу (и не только), занявшись собственно работою полиции и палачей. И ничего хорошего с того не вышло, аж пока на сцене не появился "настоящий генерал", тот что боролся с врагом внешним а не внутренним. Ну то есть собственно Наполеон. И Гитлер отличился тем что прямо ввел всякие СС в "элиту", и возложил на них функцию "борьбы с внутренним врагом". Такая тактика всегда приводит к тяжелым эксцессам и обильному насилию, и это не случайно. Это зависит даже не от того что там "плохие люди" попадаются. А от причин куда более системных.

Войны консолидируют нацию. Правитель который ведет внешнюю войну заинтересован в единстве нации как никто другой, ибо она - его инструмент. И даже в ее благополучии, если чернь будет сыта - она будет рождать здоровых детей. То есть солдат, армию его. Но если идет борьба с "врагом внутренним", то все наоборот, и власти выгоден раскол в обществе, конфликты, подозрительность взаимная и кстати немощь всякая. Что бы доносы все писали друг на друга и по указке власти - бросались рвать непокорных. То есть он разрушает общество по сути, доверие в нем и мораль и прочие там механизмы. И если это длится долго, то наступает катастрофа. В упадок приходит страна, и не только экономика ее но и сам "народ", тот самый "человеческий потенциал" и в первую очередь - элиты. И даже аристократия наследственная по итогу превращается в бандитов банальных, И бандиты кстати в аристократию. Ибо они просто вынуждены поддерживать те самые "общественные механизмы" как минимум "среди своих", в собственных бандах, ибо иначе они не выживут. Но появляется то самое деление на "своих и чужих". Закон природы. И этот закон давно пора выучить.


Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2006512.html.
Tags: история, київ, левые, либертарианство, україна
Subscribe

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 116
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments