Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Пра культ Карго еще немного

Stanislav Kukareka
Мы часто слышим что "на Западе мол так", особенно как аргумент за всяческую бюрократию вплоть до жижитализации. И роль "примеров благотворных" тут пагубна, пагубность примеров - это как раз про культ Карго. Который есть подражанием формы без понимания сути.

Примеры те спекулятивные изрядно, как например. Ну да, в Германии "порядок", но кто же вам сказал что там любой блин унитазенфюрер может просто так нажать вот кнопку и "все узнать", и прочитать про то сколько у кого трусов в шкафу и с кем сношалась его кошечка на прошлой неделе? Я понимаю что советский бюрократ (или постсоветский, что еще хуже) рисует себе сразу именно такую картину мира, но в том то и вся фишка что у них там - нету советских бюрократов, и постсоветских тоже. И никогда небыло. Вот потому оно "у них работает", хотя и там оно работает совсем иначе чем нашим представляется.

США - довольно "жесткая" страна которую нам часто приводили в качестве примера всяких полицейских беспределов. Но тем не менее у них к примеру ПДД все влазит так примерно на 2 листа А4, и знаков там дорожных емнип аж штук 8 или около. Ну тех которые "знаки", что "обязательны для выполнения". Там многое запрещено, и даже например миньет (в ряде штатов). Вот даже так. Но там ты можешь завернуть в пакет бутылку вискаря и пить просто на глазах у полицейского. И он тебе ничего не сделает, и даже не попытается. Он понимает что ты делаешь, он знает что это запрещено, но даже не дернется. У него вообще нет никаких прав и оснований посмотреть "что там у тебя в пакете". Их "полицейская держава" странная какая-то, ну как для нас. А почему?

А потому что суть и форма - это разное. Вернемся к культу Карго, он зародился где то так примерно до войны (второй мировой) на островах Микронезии. И был продуктом их той специфической цивилизации. В Европе (и Америке) люди "учились летать" в конце 19-го века, в эпоху НТР так сказать. В век пара и электричества. И символом той цивилизации был паровоз. И пароход. Железные хреновины имеющие двигатель. Способные передвигаться и кстати - перевозить грузы. Прошло 40 или 50 лет и они сделали железные хреновины имеющие двигатель способные летать. И перевозить грузы. Они продолжили традицию, и именно железные хреновины долетели по итогу и до Микронезии и привезли туда ботинки и сгущенку, и даже бомбы. Там все понятно.

В той самой Микронезии венцом цивилизации и прочих технологий была бамбуковая хижина. Которую они и масштабировали до "типа самолета". То что он при том не летал то пол беды, там суть проблемы в том что он вообще не мог передвигаться сам и уж тем более - перевозить грузы. Вот в чем был корень проблемы. Они вообще не понимали ЗАЧЕМ это, не говоря про "как это работает" и почему... Да, первые самолеты в Европе или в Америке тоже не были железные, и не могли возить никаких грузов, они там были из говна и палок на самом деле, почти как и у микронезийцев. Но те хоть знали чего они хотят и к чему идут. Фантасты всякие им еще в 19 веке рисовали "самолеты" с открытым капитанским мостиком, бронзовыми круглыми иллюминаторами и чуть ли не спасательными кругами которые висят на стенках там. И обязательно - штурвал классического типа. Они хотели "пароход который может летать" и его получили по итогу. Там тоже был свой "культ Карго" и некоторые его артефакты сохранились и поныне, но там были примеры совсем другие, более так сказать адекватные. И потому другой результат. Микронезийцы попытались скопировать продукт уже довольно поздней фазы этого процесса, не ведая истоков, не строя до того ни паровозов ни пароходов. И потому "не взлетело", ага.

Итак, наши многочисленные "покращувачи" упорно пытаются цифровым говном и палками покращить исходный совок, тоталитарную и высокоцентрализованную систему бюрократии. А вот "на Западе" все было иначе. США долгие годы были лидером информационных технологий, у них практически отсутствуют бюджетные ограничения, но у них до сих пор нет (и даже не предвидится) никаких таких "систем электронного голосования". У них там нету даже паспортов на самом деле, не говоря о паспортных столах, и никогда не было. У них там никогда не было "системы сквозного учета" всякой социалистической собственности, и нету до сих пор. У них "хозяйственный смысл операций" аж до сих пор определяет не налоговый инспектор а тот кто эту "операцию" производил. Такой вот парадокс. И да, у них есть "базы", и даже снят фильм "враг государства". У них история "расчетов безналичных" вообще, и карточек кредитных отдельно насчитывает очень много лет, и там это работает. Давно работает. Работало еще тогда когда компьютеров вообще в помине не было, или когда они были совсем жуткой экзотикой, даже у них. То что у них есть, все их "примеры благотворные" есть плодом эволюции совсем других систем. И в результате этой эволюции они получили результат, который тоже "совсем другой", они заставили летать пароход, а не бамбуковую хижину...

И "воспроизвести" все это просто не получится. Даже если преодолеть все технологические трудности. Допустим те аборигены Микронезии себе там получили пароходы с паровозами, вот так вот просто им на парашютах с неба сбросили чисто кстати в стиле культа Карго. И дальше что? Что они с ними делать будут? А ничего. Они там просто сгниют там же где упали с неба. У них нету торговли, нету промышленности, нету товарооборота, им просто нечего возить на этих паровозах и пароходах. И то же самое будет если им соломенные самолеты внезапно под покровом ночи заменить вдруг новенькими "боингами" которые даже вполне могут летать. Но только вот лететь им некуда, и везти им нечего. И потому они так же сгниют на тех соломенных аэродромах. Если им нечего возить на паровозах, то "боинги" им тоже бесполезны. Совсем. Все очень просто.

И с нашей "жижитализацией" все то же самое, и с прочей там "ролью державы". И со всеобщими фискализациями, наполнением бюджетов и таким прочим. Не в том проблема что то "трудно сделать" а в том проблема что это никому не надо, что это применить банально некуда. Да, Рузвельт был резкий чувак и социалист довольно радикальный. Он верил в "роль державы", в то что держава должна вмешиваться в жизнь на то время второй экономики мира, если не уже первой. А именно такой статус получила экономика США после Первой Мировой. Допустим. Но чем руководить собрались наши рукожопы, руиной? ВВП который меньше чем только один бюджет одного штата? Бугага. Ну это все равно что собранные на пляжу ракушки возить в соседнюю деревню на том самом "Боинге". Дияльнисть пиздувата. Вы знаете кстати сколько танков имела армия США в 1941 году? 530 штук. Это примерно вдвое меньше чем немцы захватили в качестве трофеев только в какой то жалкой Чехословакии. Только захватили как трофеи. И танки эти были еще хуже чешских кстати. Но что случилось к середине и уж тем более к концу 2 мировой? Они поставляли танки по ленд-лизу даже в СССР, где их на 1941 год было УЖЕ более чем 15 тысяч. Как так получилось и почему? Да потому что у них была промышленность способная за год и два завалить теми танками полмира. Она у них была. А у нас ее нету.

Это не Рузвельт создал ее. Рузвельт ее пытался "обуздать", с тем или иным успехом. Но не "создать". Создали без него, и во многом - вопреки ему. Кто построил СТЗ (сталинградский тракторный, или вернее - танковый завод)? Американцы. Те самые что имели на 41 год у себя 530 жестяных коробок. Кто сделал "танк Кристи", который потом стал полчищами БТ, а потом и Т-34? Американцы. Откуда взялся уралвагонзавод? Это ХПЗ (ныне - Малышева) что был эвакуирован, но еще перед тем - радикально модернизирован все теми же американцами. Я даже не хочу тут вспоминать про ГАЗ, про Днепрогэс, "магнитку" и такое прочее. Про все те "достиженья первых пятилеток". Там достиженья были в том что просто тупо экспроприировали золото и хлеб, и за них купили что то у американцев. И у французов, немцев, у кого попало. Вот "роль государства в экономике" и достиженья планового хозяйства. И ни в чем другом. И после войны все было то же самое, и "зато мы делаем ракеты" ничем особенно не отличалось.

Короче говоря, буржуи проклятые, они же "благополучный Запад" жижитализировали нечто совсем-совсем иное. У них были совсем другие "образцы исходные", и совсем другие источники вдохновения. Совсем другая сама правовая система. Где никто не знал сколько у тебя бабла, кроме твоего банкира. И то, банкир тоже не знал, он знал сколько у тебя денег в его банке (а не вообще) и то эта информация считалась тайною сакральной, и блюлась неукоснительно. И чего кому там кто завещал знал только нотариус (и возможно два свидетеля), но никто не знак КАКОЙ ИМЕННО нотариус это знал, кого спросить об этом. Никто не знал на самом деле кто именно скупает акции на бирже (и зачем) и знать не мог. По определению. Так родилась эта система. Именно по принципу про "меньше знаешь - крепче спишь". И именно эту систему они потом "жижитализировали", и с ней они "боролись за транспарентность", хотя и та борьба еще довольно далека от завершения. Все это им не помешало отправить человека на Луну, построить плотину Гувера, спускать в 1945 году более чем один авианосец в месяц. Создать атомную бомбу, компьютеры и интернет тот самый, и даже фильм "Звездные войны". Не просто не помешало, но скорее даже помогло. У них были совсем другие "стартовые позиции".

Про то что "всемогущая держава" которая знает все про всех буржуи догадались гораздо позже "комиссаров в пыльных шлемах". И именно вот это "сильно позже" и объясняет нам сравнительную разницу в нашем положении. Идеи о том что "экономикой нужно научно управлять" всякие там Луначарские высказывали гораздо раньше Кругмана. И шо? Отож. Даже 50 лет форы в этом вопросе не помогли совку не только победить, но и даже просто выжить. Это вообще идеи мягко говоря сомнительные. И уж подавно мы пока не видим тут "примеров благотворных". Мы видим лишь эксперименты без результатов еще, или с сомнительными результатами (если брать промежуточные). И это вовсе не есть образец для подражания. Но тем более это не повод кидать ящиками в выгребную яму совка всякие нанотехнологические и "диджитализированные" дрожжи. Я вообще не сомневаюсь что эффект будет весьма впечатляющим, тут нет базара, но будет ли он благотворным? Ведь наши покращувачи хотят всего лишь еще один раз протоптать старые грабли сосиализма, но на этот раз уже "с моторчиком", на гиперзвуковой скорости. Ребята, энергия соударения держака граблей с мордой прямо пропорциональна КВАДРАТУ скорости. Как и размер последующего фингала. Но именно что "квадрат скорости" тут штука коварная, и там очень легко вместо фингала получить брызги мозгов и кровищи во все стороны.


Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2063720.html.
Tags: германия, дебилы, кукарека, левые, либертарианство, сша, україна
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 113
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment