Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Святые ворота Покровского монастыря

Михаил Кальницкий
По случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы хотел бы поместить ссылку на свою интернет-публикацию 2010 года, посвященную Святым воротам Киево-Покровской обители. К этому есть и еще один важный повод: близится к концу реставрация Святых ворот, уже практически вернувшая этому необычному сооружению его первоначальный вид (привожу фотоснимки годичной давности и вчерашний).

2018


2019


Святые ворота Покровского монастыря (https://mik-kiev.livejournal.com/62644.html)
Комплекс Киево-Покровского женского монастыря, расположенный над урочищем Глубочица, вблизи бывшей улицы Львовской, начал складываться в 1889 году. То был год основания обители, созданной по замыслу и на средства великой княгини Александры Петровны – жены в.к. Николая Николаевича (старшего), брата императора Александра II.

Несколько значительных построек монастыря сохранились до нашего времени; реставраторы восстановили в прежнем виде главные святыни – Покровскую церковь и Николаевский собор (самый крупный храм Киева). Их история достаточно изучена и отражена во многих публикациях.

Значительно меньше известно о сооружении более скромном, зато очень приметном. Для многих именно с него начинается монастырь. Речь идет о Святых воротах – парадном въезде в Покровскую обитель, расположенном в перспективе Бехтеревского (прежде Дионисиевского) переулка.

При воротах была устроена также сторожка, а все вместе составило эффектный, в высшей степени необычный объем.



В свое время я уже посвящал здесь несколько строк тем скудным сведениям, которые удалось собрать об этом сооружении. Но хотелось бы рассказать больше, к тому же появились новые соображения. Итак, совершим прогулку в прошлое Святых ворот Покровского монастыря.

Прежде всего, надо отметить стилевую особенность ворот. Весь комплекс монастыря был последовательно выдержан в так называемом «русском стиле» (говорят также «псевдорусский», «ложнорусский»), распространившемся по всей Российской империи во второй половине XIX века. Его формы и детали представляли собой подражание московско-ярославскому зодчеству XVI–XVII веков.


Покровский монастырь. Художник Иван Ижакевич. 1910-е гг.

Если в Великороссии такие подражания нередко оказывались в одном пространстве со старинными подлинниками, то в Киеве и других украинских городах давняя архитектура развивалась по другому пути. И для наших земляков конца позапрошлого столетия «русский стиль» представлял собой заимствованный экзот – примерно такой же, как неоготика, «мавританский стиль» и т.п. Хотя культивировали его порой не столько из эстетических, сколько из идеологических соображений. А в церковном зодчестве империи, кроме «русского стиля» да еще «византийского стиля», другие почти что и не применялись.

Так вот, стандартный набор деталей «а ля рюсс» известен любому: луковичные главки с тонкими шейками, шатры, пояса кокошников, «пузатые» колонны, килевидные очертания арок, арки с «гирьками» и пр. Если бы Святые ворота захотели оформить из того же ассортимента, вышло бы что-то вроде других ворот того же монастыря, со стороны улицы Львовской. Отметим, что всего в обитель вели четыре входа: главный – через Святые ворота, Экономический – арка в каменной стене чуть правее Святых ворот, Житомирский – с Львовской ул. и северный – фигурная арочка со стороны Глубочицкой ул.


Фото 1920-х гг., когда улица Львовская уже носила имя Артема (а еще раньше – Троцкого). Этих ворот давно нет, на их месте – левый фланг дома № 52 с подворотней, через которую тоже можно пройти к Покровскому монастырю. Нет и неказистого двухэтажного домишки левее ворот. А кирпичный дом слева на втором плане уцелел под № 54; там теперь дипломатическая миссия.

Однако в конце Дионисиевского переулка появилось совсем другое сооружение! Это не просто банальная арка, на которую «наклеили» детали «русского стиля». Это целостный архитектурный образ!


Святые ворота. Фото 1890-х гг.

Такие укрупненные формы присущи скорее модерну и модернизированным «неостилям». Вспомним необарочную Георгиевскую церковь на Казацких могилах под Берестечком. Объемное решение – во многом сходное.


Георгиевская церковь в с.Пляшева на Казацких могилах. Фото с сайта www.photoukraine.com

Но ведь храм под Берестечком сооружен уже в 1910-х годах. А Святые ворота Покровского монастыря – существенно старше. Хотя, к сожалению, ни их архитектурного проекта, ни документов, непосредственно связанных со строительством ворот, найти пока не удалось, но есть кое-какие соображения по части даты и авторства.

Когда я работал с материалами о Покровском монастыре, встретил два подробных плана его территории 1890-х годов. Один из них был составлен в 1896-м, и на нем со стороны переулка Святых ворот еще не было. А второй, с базовым изображением 1897 года, уже показывает эти ворота под № 37.


План монастыря 1897 г., с последующими дополнениями. Фрагмент.

(На этом же фрагменте под № 24 показана монастырская гостиница, которая не сохранилась, а под № 50 – существующая просфорня).

Еще одно подтверждение того, что Святые ворота появились не позже 1890-х годов, – их ранние снимки.



Обратите внимание: слева от ворот стоит какой-то деревянный домишко. Это позволяет безусловно датировать фото 1890-ми годами. Потому что, как достоверно известно, в 1900–1901 годах на месте домишка был выстроен кирпичный доходный дом, принадлежавший семье Софронович (ныне Бехтеревский пер., 13). С тех пор это массивное здание присутствует на изображениях Святых ворот впритык к ним.


Ворота Покровского монастыря. С открытки начала ХХ в.

Между прочим, в 1903 году монастырь выкупил этот дом у Софроновичей и сам получал от него доход.

Лицевая плоскость арки первоначально была покрыта сложными обрамлениями размещенных здесь же икон. Икона Покрова непосредственно над проездом существует и в настоящее время.



Остальные, к сожалению, не сохранились, и вообще фасад Святых ворот значительно упрощен. На старых снимках трудно разглядеть, какие святые изображены слева и справа от проезда. Могу лишь отметить, что в монастыре особо чтили мученицу Александру, царицу Римскую – святую покровительницу в.к. Александры Петровны, святителя Николая Мирликийского, соименного ее мужу, и блаженного Николая Кочанова, в день памяти которого родился в.к. Николай Николаевич (старший).

Кто же проектировал необычное сооружение? Конкретных документов на этот счет, повторяю, я покамест не встречал. Но уместно будет обратить внимание на тот факт, что в 1896 году – примерно тогда же, когда появились Святые ворота, – был подготовлен проект Николаевского собора Киево-Покровского монастыря и совершена его закладка.


Николаевский собор Покровского монастыря. С открытки 1910-х гг.

На проектном чертеже собора там, где должна быть подпись автора, написано буквально следующее: «По эскизу Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича исполнил Академик Архитектуры Владимир Николаев. 1896 г.»


Проект Николаевского собора, 1896

Таким образом, у собора было два автора. В. к. Петр Николаевич, младший сын Александры Петровны, архитектор-любитель, и Владимир Николаев – профессионал, академик, в ту пору киевский епархиальный архитектор. Как мы сейчас увидим, некоторые подробности сближают тех же двух автором и со Святыми воротами.


Владимир Николаев и в. к. Петр Николаевич

...Архитектурные проекты Петра Николаевича в свое время пользовались известностью, их не раз публиковали. Конечно, налет аматорства был очевиден, но привлекало оригинальное образное мышление, некая антропоморфность построек. Вот, к примеру, разработанные великим князем изображения мемориальных храмов на местах русско-японской войны.



Не правда ли, проект слева напоминает конного витязя? А тот, что справа – витязя пешего? И не чувствуется ли в этом тот же принцип укрупненных деталей, который заложен и в решении Святых ворот?

Что же касается Владимира Николаева (строившего, как документально известно, Покровскую церковь и многие другие корпуса обители), то буквально вслед за появлением ворот Покровского монастыря, в 1897 году, он подготовил проект въездной арки на территорию казенного спиртового склада на Демиевке.



Своеобразная форма проема – точь-в-точь такая же, как у Святых ворот.

Эта арка на Демиевке, кстати, сохранилась.



На месте спиртового склада последние несколько десятилетий действовал завод изделий из резины.

Но ворота на Демиевке в целом все же более традиционны, в духе распространенного тогда "кирпичного стиля". А Святые ворота были настолько непривычны для своего времени, что не будет, пожалуй, сильным преувеличением утверждать: здесь киевская архитектура встретила "первую ласточку" художественных принципов модерна.

...Антропоморфные архитектурные решения великого князя наталкивали на некие ассоциации и в отношении Святых ворот. Так, долгое время мне казалось, что со стороны обители они напоминают голову витязя из «Руслана и Людмилы».


Святые ворота. Фото 1980-х гг.

В общем-то, этот образ был тогда популярен: опера Глинки по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» не сходила со сцены городского театра. И в этом виделось некое подтверждение «русскости стиля».

Однако в общении с сестрицами обители, занимающимися ее историей, я услышал иную ассоциацию: для них ворота с этой стороны были скорее похожи на иноческий головной убор, надвинутый почти на брови.


В. к. Александра Петровна в скуфье.

Это навело на дальнейшие соображения. Ведь, с другой стороны, лицевой фасад Святых ворот в их первоначальном виде напоминал венец, диадему! Даже как бы с жемчужинами по контуру.


Святые ворота. Фото 1910-х гг.

Еще отчетливее эта параллель с венцом видна на панорамном изображении монастыря 1912 года. (Не удивляйтесь, что дома Софроновичей здесь нет: изображение рукотворное, и автор просто не стал рисовать этот дом, чтобы он не загромождал панораму).


Панорама Киево-Покровского монастыря, 1912. Фрагмент

И тогда возникает новая гипотеза касательно образной сути постройки. Быть может, вложенный в нее замысел таков: с внешней – мирской – стороны Святых ворот нас встречает роскошный венец, напоминающий о царственном величии великой княгини – основательницы обители. А с внутренней стороны, уже находясь на территории монастыря, мы видим смиренное одеяние, пришедшее на смену придворной роскоши. В таких выразительных образах воплощено все уникальное значение Киево-Покровской обители.

Можно вспомнить еще и о том, что упоминавшаяся выше закладка Николаевского собора состоялась в августе 1896 года при личном участии царя (положившего первый кирпич в основание) и царицы. Напрашивается мысль: не к приезду ли высочайших гостей постарались украсить Святыми вратами главный вход в монастырь? Кстати, Николай II и в последующие свои приезды наведывался в Покровский монастырь (а бесплатную больницу при киевской обители, носившую его имя, после смерти великой княгини содержал фактически из личных средств, выплачивая на ее нужды 80 тысяч рублей в год). Сохранился фотоснимок выезда царского автомобиля из Святых ворот в 1915 году.


«Киевская мысль». Иллюстрированное приложение, 1915.

За последние десятилетия в Покровском монастыре многое изменилось к лучшему. Обезглавленные в советские годы, храмы обители теперь вернули свой красивый и величественный облик. Думаю, что настало время и для реставрации Святых ворот. На это не потребуется больших средств, а выигрыш в художественном впечатлении может быть довольно значительным.

Постскриптум:

Недавно в Покровском монастыре состоялось прославление основательницы обители – великой княгини Александры Петровны, в ноябре 2009 года причисленной к лику местночтимых святых под ее иноческим именем Анастасия. Память святой преподобной Анастасии Киевской будет совершаться в четверг Светлой седмицы и в день обретения ее мощей 20 октября/2 ноября.


Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2157670.html.
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 113
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment