Для начала расскажу одну забавную историю, которая произошла в теперь уже далеком две тысячи неважнокаком году.
История абсолютно реальная, но если вы спросите, как я о ней узнал, вы поставите меня в очень затруднительное положение, как говорил Александр Беляев.
Итак, том далеком году на разных континентах практически одновременно произошло несколько вспышек холеры, вызванных вибрионом Эль-Тор. Случаи в Непале, на Гаити, в Доминикане, в Мариуполе оказались связанными, это уже другая история. Но мир тогда сильно насторожился и даже начал бояться.
Тогда Европейское бюро ВОЗ в срочном порядке подготовило рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям против холеры. Первым делом эти рекомендации отправили экспертам — хорошим специалистам, которые, как правило, не состоят в штате организации, но выполняют контракты или разовые заказы.
Один из таких специалистов жил в Москве. Это был убеленный сединами академик, светило вирусологии и эпидемиологии. До выхода на пенсию он руководил профильным московским НИИ и имел колоссальный опыт работы в очагах самых разных эпидемий по всему миру.
Когда академик прочитал присланные рекомендации по борьбе с холерой, он понял, что старческое слабоумие его таки настигло. Он ничего не мог понять: буквы, конечно, складывались в слова, но в итоге получалась какая-то совершенно феерическая антинаучная чушь, не имеющая к борьбе с холерой никакого отношения.
Однако на самом деле академик был все еще в добром здравии, в здравом рассудке и доброй памяти. Его не покидало ощущение, что все это он уже читал. И действительно, порывшись в своем компьютере, он нашел рекомендации по борьбе с вирусом гриппа A/H1N1, пандемия которого была объявлена год назад.
Сверив два эти текста, он понял, что они полностью аналогичны, только слово «грипп» во всех требуемых местах заменено на «холера» — по всей видимости, автоматической заменой.
Несколько припод... удивившись это беспредельной наглости, академик позвонил в Копенгаген. В неакадемических выражениях он объяснил сотрудникам Европейского бюро ВОЗ, что с диарейной бактериальной инфекцией с фекально-оральным механизмом передачи борются не совсем так, как с респираторно-вирусной инфекцией с преимущественно аэрозольной передачей.
Выслушав этот сплошной поток эмоций, сотрудники ВОЗ поблагодарили академика за консультацию и пообещали разобраться. Как позже выяснилось, рекомендации подготовил новый сотрудник, бакалавр-электротехник по базовому образованию. Он окончил магистерский курс Public Healths и поступил работать в Европейского бюро по профилю — специалистом в области общественного здоровья.
Не знаю, чем закончилась та история. Вроде как скандал замяли, сор из избы не выносили, а пока писали нормальные рекомендации, вспышки уже и закончились. Да и неважно. Зато сегодня из нее можно сделать выводы, полезные для понимания ситуации.
Вообще-то выводов для понимания ситуации можно сделать много — и о внутренней ВОЗовской кухне, и о том, насколько разные понятия вкладывают в понятие “эксперт ВОЗ”. Но давайте попытаемся сделать для себя еще один.
Болезни есть разные, и, соответственно, возбудители у них тоже разные. Возьмем, например, вирусы: грипп, гепатит В, ВИЧ, герпес — они все разные. К ним требуется, так сказать, индивидуальный подход, то есть противоэпидемические мероприятия для каждого свои. Например, если мы заставим всех людей стоять в очередях с дистанцией не менее полутора метров, то мы, возможно, сможем снизить распространение гепатита. Но если это очередь в стоматологический кабинет, в котором не стерилизуют инструменты, то эффект от такого дистанцирования мы вряд ли заметим.
Общих для всех способов не так много, мы называем их “правила гигиены” и “санитарные нормы”. А в остальных случаях есть нюансы, разные для разных возбудителей.
Так вот, грипп и коронавирус — это разные возбудители. Они непохожи внешне, они по-разному устроены внутри, у них разные свойства, и, по всей видимости, разная приоритетность различных механизмов передачи в эпидемическом процессе.
Это я к чему?
Вполне возможно, что применив для ограничения циркуляции коронавируса те привычные ограничительные меры, которые обычно используют против гриппа, мы можем не получить требуемый результат. И если мы будем стоять в очереди к банкомату в масках, выдерживая полтора метра друг от друга — все эти усилия вполне могут оказаться напрасными. Особенно если в этом банкомате, например, не дезинфицируют клавиатуру.
Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2323582.html.
Journal information