Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Нельзя делать мир слишком простым. Ибо это превращает его в тюрьму

Stanislav Kukareka
Весьма забавный взгляд на вещи. И в принципе в том много правды, хотя явно не вся. Проблема тут совсем в другом...
Мы живем в мире "электронных помощников". Электроника - это по сути костыль. Некий инструмент позволяющий расширить наши возможности там где они недостаточны. И тут критическую важность приобретает вопрос собственно задач. Одно дело когда компьютер рассчитывает вам атомную бомбу или сажает корабль на поверхность Луны. А именно этим кстати занимались первые компьютеры... То есть решает некие задачи сложные, с которыми иначе трудно справиться, вернее - невозможно справиться. И совсем другое дело когда компьютер помогает вам написать на управдома жалобу или выбрать себе новое платье.... Это две огромные разницы.
Привлечение компьютера к решению задач простых и тривиальных - оно несет свои нюансы и последствия. Когда компьютер вместо некоей прокладки между тобой и миром (что сложен и многообразен) начинает заменять тебе тот самый мир, становится "вещью в себе". Когда он перестает упрощать сложное (что объективно существует) а начинает далее примитизировать уже и без того простое. И тогда жизнь становится скучна. Более того, она становится просто токсична.
Проблема в том что человеку имманентно так сказать присущи некие конгитивные способности, способности воспринимать ту "сложность" и работать с ней. И если та собственно "сложность" ниже тех способностей то жить становится довольно скучно. И если строить звездолеты (например) всегда считалось гордым и почетным, то например кидать говно лопатой - уже не очень. Простой и монотонный труд всегда был тягостью, а порой - даже наказанием. И кстати он никогда не порождал "лучших представителей человечества", вот в чем прикол. Он разрушительно действует на человека. Он убивает мозг, и убивает личность.
Я понимаю что это довольно спорный тезис, и что даже мол среди простых крестьян встречаются хорошие люди, не только среди простых философов. Оно конечно да. Но там естественный отбор. Даже с кувалдою или лопатой можно творить чудеса, и обращаться виртувозно, как со скрипкой. И так бывает, ибо в каждом деле есть свои хитрости. И если вы когда то видели как работает настоящий мастер (в любой сфере) то вы наверное об этом уже знаете. Мастера делают сложные вещи (на самом деле сложные) даже очень простым инструментом. Что собственно и характеризует уровень их мастерства. Ну то есть разума, тех самых конгитивных их способностей. Вот именно по этому мы их и называем мастерами, а порой даже художниками. И потому они и вызывают уважение.
Проблема в том что уважения не вызывают остальные, вот в чем беда. Ну то есть те кто пользуются инструментом слишком просто, и даже тупо. Не важно чем, лопатою или суперкомпьютером, и микроскопом тоже можно гвозди забивать. И там естественный отбор, новый его виток, который должен породить нам элоев и морлоков, как обещал классик. К большому сожалению компьютер - все больше превращается в инструмент принуждения. "Принуждения к простоте" так сказать. Довольно мощным инструментом кстати. И в результате мы имеем разрушительный эффект, в масштабах цивилизации. Экологическую просто катастрофу, в мозгах происходяющую.
Грубо говоря - компьютер убивает мотивацию и убивает творчество. Мозги убивает. И запускает механизмы отрицательного отбора. Отрывая человека от реального мира (который есть источник сложности, и интересности). Раньше такое делали снова таки в наказание, бросая человека например в одиночную камеру (создавая когнитивный голод то есть), ну или ограничивая его на каторге кайлом и тачкою, к которым он прикован. Сегодня вместо них - "страна в смартфоне" и реклама в телевизоре. И всякая "организация процессов" на любой работе, чем бы ты собственно не занимался.
И кто то уже начал понимать сущность проблемы, и даже бороться с грозною опасностью. И на слуху уже "геймефикация" и прочее такое, даже "ИИ" пресловутый. Которые должны как будто бы нам компенсировать тот "дефицит сложности", возродить мотивации и когнитивный дискомфорт ослабить. Но следует заметить что все это - довольно жалкие подобия левой руки. О чем свидетельствуют в частности десятки лет опыта игровой индустрии (как таковой) и вообще "индустрии развлечений". Да, бывают "хорошие игрушки", но это даже не жалкое подобие левой руки. И даже игровая индустрия по итогу скатилась чуть не поголовно в онлайн. Где только другой человек может быть "источником сложности", что кстати сильно проще и дешевле чем создавать отчуждаемый контент...
Смотрите, есть кино. Отрасль большая и богатая. Кино снимают люди. Еще никому не пришло в голову доверить многомиллионные бюджеты Голливуда компьютеру "который все сделает правильно", а вместо того их отдают на произвол каких то эксцентричных режиссеров, сценаристов и.т.д. И даже актерам платят бешенные бабки. Компьютеры там применяются конечно, и довольно широко, но для задач очень вспомогательных. Что бы нарисовать картинку и "воплотить творческий замысел", где ими заменяют землекопов всяких, монтажеров, аниматоров и прочих негров. А креатив сам по себе - как был, так и остался монополией людей. Только уже не всех, а только "элиты"... Есть индустрия написания всяких игрушек (оффлайновых) которая все более похожа на кино. И развивается похожим образом. И там уже даже живых актеров используют и для моделинга и иногда для анимации, и для озвучки и.т.д. И груда там народу пишет диалоги, сценарии квестов, рисуют арт-концепты (на бумаге кстати рисуют), крутят баланс и.т.д. По сути это то самое кино, просто сюжет там нелинейный (в той или иной степени). И это есть та самая "сложность", искуственная и как то тиражируемая. Что дорого и сложно, и в общем то - говно. И в сущности - наркотик. Но это только индустрия развлечений. Но развлечениями жизнь не ограничивается.
А в остальных сферах - правит бал по прежнему "культ простоты". К которой принуждают. Стандартизация и унификация процессов которая по сути дела ведет к их примитивизации. Как и примитивизации этих процессов результата и продукта. Причем с "продуктом" катастрофа там вообще отдельная. "Пластмассовый мир победил", ага... Еще не так давно по сути любой бизнес (и производство) было продажей компетенций. И даже открывая магазин - вы продавали продавцов, их стиль общения к примеру. Мастерство рабочих. Изобретательность инженеров, и.т.д. Еще совсем недавно например в автомобилестроении продавался "дух фирмы" и даже отдельные имена кутюрье, был Бруно Сако например, или Джуджаро там какой-то. Сегодня такого уже нету, и кстати машины стали сильно другими. И далеко не факт что стали лучше. И это есть довольно повсеместное явление. Так даже в политике сегодня, где уже нет личностей, а остались только "тренды", что возникают ниоткуда и кстати уходят в никуда.
Нельзя делать мир слишком простым. Ибо это превращает его в тюрьму, или еще какую то там камеру психушки с мягкими стенами. Нельзя отбирать свободу у людей, в том числе и свободу делать ошибки. Ибо жизнь наша состоит из ошибок, это единственный способ познания мира и взаимодействия с ним. Иначе человек сломается, он перестанет быть человеком. А то во что он превратится (перестав быть человеком) вам точно не понравится, я это обещаю 🙂 Не нужно играть в демиургов, это опасные игры, и они кстати еще и запретные. И это не напрасно так...


=====
Людмила Коромислова
New York Times публикует мощный текст с основным тезисом: потребление цифровых услуг - это признак бедности. Мы говорим цифровая экономика, а подразумеваем экономика услуг для бедняков.
Вы бедный, если ваш врач консультирует вас по интернету, а не в ходе личной встречи.
Бедный, если ваши дети учатся онлайн, а не у оффлайновых преподавателей.
Бедный, если покупаете товары онлайн, а не в красивом магазине в центре города.
Для бедных существует гигантский рынок сексуальных услуг онлайн, на котором жители третьего мира продают эротические фантазии бедным гражданам мира первого, которые в состоянии потратить на это лишние десять долларов.
Тот факт, что богатые предпочитают старомодных тьюторов, личных тренеров и поваров, а не Coursera или доставку еды через смарфтон, ни для кого не секрет. Но автора статьи Нелли Боулерз идет дальше и заявляет, что происходит "люксеризация" человеческих отношений.
Если вы по-прежнему получается услуги от живых людей или имеете возможность общаться с ними, значит скорее всего вы представитель новой элиты, престижное потребление которой заключается в отказе от цифровых услуг в пользу оффлайновых.
Бедные покупают в кредит Айфон, богатые отказываются от смартфонов. Бедные стараются сделать так, чтобы их дети умели пользоваться компьютерами, богатые предлагают своим наследникам частные школы, где обучение строится на общении между людьми. Жизнь, проведенная перед экраном, теперь есть признак вашей неуспешности в жизни.
В этом моменте Боулерз сбивается на довольно спорные утверждения о том, что взросление с гаджетами вредит когнитивному развитию детей и утверждает, что на стороне IT-корпораций в этой дискуссии выступают многочисленные недобросовестные психологи.
Но когда она описывает 68-летнего пенсионера, живущего на прожиточный минимум, главным собеседником в жизни которого стал нарисованный на планшет кот по имени Sox, текст в целом воспринимается как чрезвычайно убедительный. Нарисованного кота для присмотра за пожилыми людьми придумал 31-летний бизнесмен, сотрудники его стартапа работают из Филиппин.
Если о том, что вы умираете, вам сообщит компьютерная программа, это значит, что вы умираете как бедняк в цифровой экономике.
У богатых общение с людьми — жизнь без телефона в течение дня, выход из социальных сетей и отсутствие ответа на электронную почту — стало символом статуса.
Все это привело к любопытной новой реальности: человеческий контакт становится элитным продуктом.
Поскольку в жизни бедных появляется все больше экранов, они исчезают из жизни богатых. Чем вы богаче, тем больше вы тратите, чтобы быть за кадром.
Мы кто?
https://www.nytimes.com/2019/03/23/sunday-review/human-contact-luxury-screens.html
Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2366287.html.
Tags: кукарека, либертарианство, мировое правительство, піар
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments