Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Category:

Префейс. STANISLAV KUKAREKA

Во первых строках своего письма которое касается конечно облаков, я не могу не упомянуть такую штуку как виртуализация. Ибо эти две темы и две эти технологии не просто тесно связаны, а просто даже и неразделимы. Мало того что абсолютно все (из мне известных) технологий про cloud-computing (а “облачные вычисления” имхо неадекватный перевод, там вообще не про “вычисления” на самом деле) базируются на тех или иных технологиях виртуализации, но и сама история вопроса, как впрочем и вся логика развития и технологий и индустрии в целом - это во многом “история про виртуализацию”. И правильного понимания процессов (как и результатов тех процессов) имхо достигнуть невозможно не погрузившись в ту саму историю как говорится с головой. Ну или как минимум - по яйца. А понимание - это есть главная и незыблемая ценность, первичная и самоценная, и именно за это я веду борьбу с клавиатурой...
Итак, история виртуализации началась не с vmware и не с virtualbox. И даже не с i386. Этой истории гораздо больше лет чем кажется. По сути даже самые первые операционные системы были той или иной средой виртуализации, задачею которых было изолировать некие “прикладные программы” от множества нюансов среды их исполнения. Включая сюда например конфигурацию аппаратных средств, которые еще в те годы были похожи на парад черных холодильников и весили порой многие тонны. Еще в те годы и сформировалось “три ключевых вопроса” ответы на которые пытаются нам и сегодня дать самые кучерявые и новомодные технологии включая сюда и “облачные”. Чтобы услышать эти ответы - было бы неплохо сначала знать сами вопросы. Тогда гораздо проще вообще понять что происходит (и происходило ранее), зачем и почему. Вопросов этих ровно три. Производительность, Надежность, Гибкость. Мы много раз еще будем упоминать эту триаду, и потому я предлагаю для ее обозначения ввести аббревиатуру ПНГ. Просто типа и понятно, и не нужно ломать пальцы. И все эти три вопроса следует детально рассмотреть, чтобы уж совершенно точно понимать о чем там речь идет. И кстати - о чем не идет, что не менее, а может быть даже более важно...
Начнем мы не с производительности даже, а с надежности. Внезапно. Ибо производительность там сама нам вылезет и очень даже быстро. Те древние компьютеры особенной надежностью не отличались, в смысле чисто аппаратном. И популярный ныне параметр MBTF там колебался где то в районе десятков минут, редко дотягивая до часа. А если даже и дотягивая, то не особенно его превосходя. Короче, если кто не знает что эти буквы означают (а именно для них это во многом и писалось) то это “среднее время между сбоями”, то есть то время которое (в среднем по больнице) компьютер может проработать не зависнув или вовсе не взорвавшись к чертовой матери. Дословно это означает то, что если вы уже на нем какую то программу запустили, то вы наверное хотите получить какой то результат ее работы. Но если программа работает долго, и компьютер “зависнет” (или просто сгорит) раньше чем программа будет выполнена то результата вы никакого не получите. От слова “совсем”. Что неудобно, черт возьми... То есть по сути это делает этот компьютер бесполезным чуть более чем полностью.
Тут следует заметить что изначальная специфика использования очень еще древних компьютеров подразумевала сама по себе именно “длинные” задачи. Вычислительно сложные. А не просто реакцию на дергание мышкой. Они чего то там ломали коды “энигмы”, считали как должна взорваться атомная бомба и так далее. И потому естественным процессом там было “усложнение задач”, то есть времени их выполнения. Которое естественным образом упиралось в то самое MBTF что грубо ограничивало сложность задач сверху. Тут следует понять что первая буква в этом матюке - означает Mean. Ну то-есть в очень условном переводе “средняя”. Ну то-есть если там MBTF был например 40 минут то это не означало еще что через 40 минут компьютер обязательно зависнет или взорвется. Нет, при везении он мог проработать и час, и полтора и даже два. Если повезет. А если не повезет то он мог зависнуть нахрен сразу, или минут примерно через 10. До 40 (заявленных) и близко не добравшись. И это означало что дословно? Что в принципе - на том компьютере МОЖНО решить задачу которая требует например 2, а то даже и 3 часа машинного времени. Но чтобы это сделать - нужно очень много раз попробовать и реально ждать пока тебе повезет. Ну то-есть пока звезды так не встанут чтобы он скотина не завис и не скопытился раньше чем покажет тебе результат. А значит ты будешь “много раз пробовать”, и попытки как-то оптимизировать этот процесс собственно и привели к возникновению того что мы сегодня знаем как IT индустрия, и операционных систем в частности. Операционная система - это именно то что может много раз запустить твою “задачу” аж до тех пор пока результат тебя не начнет удовлетворять. И сделать это с минимальными затратами времени и усилий как со стороны тебя, так и со стороны тогда еще очень дорогого компьютера. Примерно так это все начиналось, и далее оттуда продолжалось.
По сути дела это вроде бы как вопрос про “надежность”, но ведь на самом деле он же про “производительность”. Ибо это вопрос про то что ты прогонишь (или нет) программу что реально требует 2 машиночаса ну так к примеру за неделю. Или за 2 недели. Или за 3. И чем быстрее ты ее “прогонишь”, и результат получишь свой, тем быстрее ты вундервафлю ту освободишь для следующих пасанов каких-то, у которых тоже есть вопросы и задачи актуальные, которые тоже следует решать. И это уже про производительность. Со временем росла производительность компьютеров и их надежность. Медленно, но она росла. И в определенный момент выяснилось что тот компьютер тратит больше времени на ожидание например ввода-вывода или еще каких то очень “внешних” для него событий чем на собственно числодробление, поломание немецких кодов или вычисление атомной бомбы. Вот тогда и возникла идея операционных систем с разделением времени. Ну то-есть когда там одни пасаны загружают тележку перфокарт - сам по себе компьютер считает что-нибудь для пасанов других, которые свою тележку уже загрузили. И это был вопрос уже не про надежность а именно про производительность.
Я все прекрасно понмают что все вот это вот звучит смешно, и вообще я марную бесполезно час канкретных пасанов. Я понимаю. Но это истоки, и как на мой неискушенный вкус иначе не понять. А если не понять, то даже очень быстрый мерс куда-то не туда вас завезет, и даже по гламурному айфону у которого вообще нет никаких проблем с разделением времени - о чем-то не о том вы блин договоритесь. Трудна дорога в облака, и начинать ее приходится из грязи, из болота. Ибо больше просто неоткуда ее начинать :) Так вот, мы собственно приблизились предельно к теме, вот с тех самых примерно пор и появилсь и операционные системы, и некая “виртуализация”, или вернее “контейнеризация”, когда собственно “задача пользователя” стала отделена как-то от среды в которой она выполняется, и от железа, и возможно даже от тех кто систему ту (гиде она решается) администрирует. А где есть разделение - там есть граница. И символизм ее. Все эти вот полосатые столбики с гербами, API, вызовы системные и интерфейсы и еще много всякой мути. Вот собственно “вопрос границы” и есть определяющим что для всиляких технологий виртуализации, что и впоследствии - для “облачных решений”. Оно все выросло оттуда, из полосатых столбиков. Но выросло оно не просто так а очень блин замысловатыми и нифига не очевидными путями. И даже нифига не оптимальными. Чему виной - как и обычно, именно история вопроса. Та самая история с которой я вовсе не случайно начал...
Tags: история, піар
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments