Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Мінскій трьостороній процес #сто_років_тому (переговори під час гарячої війни)

Алі Татар-заде
1920 г., августа 23, Минск.
— Заявление польской делегации на российско-украинско-польской мирной конференции в связи с декларацией советской делегации об основных условиях советско-польского мирного договора
[...] Польская делегация заявляет, что основы мира, предложенные русской делегацией, для нее неприемлемы.
Отстаивание этих основ русской делегацией сделает дальнейший обмен мнений бесцельным.
[...] Касательно отдельных основных тезисов польская делегация заявляет:
Касательно пункта 1:
В этом пункте советская делегация признает независимость и самостоятельность Польской Республики.
Независимость и суверенитет объединенной Польской Республики существует де-факто и де-юре.
Польша как самостоятельный и полноправный субъект международного права выступает и действует с момента ее восстановления, не встречая никакого возражения с чьей бы то ни было стороны.
Поэтому заявление советской делегации мы можем понимать исключительно как само собой разумеющееся присоединение России к признанию этого факта;
в качестве такового, оно не подлежит включению в текст условий прелиминарного мира.
Касательно пункта 2:
Польская делегация предлагает нижеследующий текст этого пункта:
"Обе договаривающиеся стороны заявляют, что они не будут ни в какой форме требовать друг от друга возмещения расходов по польско-русской войне".
Касательно пункта 3:
Так называемая линия Керзона, предложенная Советским правительством, почти сходится с линией третьего раздела Польши со стороны России.
Таким образом, Советское правительство стремится удержать за Россией все то, что было отнято у Польши царской политикой захвата, начертавшей линию произвольную и ни на чем не основанную.
Польская делегация подчеркивает, что польский элемент простирается далеко за предлагаемую русской делегацией линию и что при установлении восточных границ Польши сила этого элемента должна быть в полной мере учтена.
Мы считаем одновременно своею обязанностью констатировать, что Польская Республика признает за народами, населяющими территории, расположенные между ней и Россией, право демократического самоопределения.
Касательно пункта 4:
Мы категорически отвергаем попытку обязать Польшу к одностороннему сокращению ее вооруженных сил как оскорбляющую достоинство польского народа.
С крайним изумлением мы убеждаемся, что правительство Советской Республики — сознательно или бессознательно — идет по следам политики Петра I и Екатерины II, политики, которая точно такие же выставляет требования, с той же мотивировкой, привела к преступному разделу Польши.
Это тем более изумительно, что Советское правительство, доведя милитаризм, как это известно всему миру и как этим гордится советская пресса, до высшей степени развития, не оказывает ни малейшего желания ограничить свои вооружения,
а в пункте 10 оставляет за собой право содержать в одной только полосе, прилегающей к нейтральной зоне, армию в 200 тыс. человек.
Это возбуждает серьезные сомнения в искренности миролюбивых стремлений Советского правительства.
Для Польши могла бы быть речь о разоружении только в том случае, если бы принцип этот стал осуществляться во всей Европе, что является самым горячим желанием Польши как истинно демократического государства.
Предложение о частичной замене вооруженных сил рабочей милицией явно направлено к нарушению принципа суверенитета и вытекающего из него невмешательства во внутренние дела Польши и как таковое дискуссии вообще не подлежит.
Касательно пункта 5:
Согласно вышеприведенному, польское правительство ни в коем случае .не может вступать в переговоры об односторонней демобилизации.
Мы считаем желательным лишь, чтобы обоюдная демобилизация, ликвидирующая нынешнюю войну, наступила по заключения мира.
Касательно пунктов 6 и 7:
Ввиду нашей постановки вопроса о разоружении и демобилизации содержащиеся в этих пунктах предложения являются беспредметными.
Однако мы не можем не заметить, что осуществление русского тезиса, т. е. выдача оружия противоположной стороне, была бы усилением милитаристической организации Советской России, а тем самым новой угрозой делу мира.
Касательно пункта 8:
Предложение отказаться от помощи других государств в деле организации вооруженных сил недопустимо ввиду принципиальной постановки вопроса по содержанию пункта 4.
Что касается недопущения на территории Польской Республики организаций, враждебных Советской России, мы считаем, что принцип этот может быть формулирован в мирном договоре единственно на основании взаимности, в том смысле, что и Россия не потерпит у себя враждебных Польской Республике организаций, вроде временного польского Рев. комитета и т. п., действующих в качестве органов советских властей.
В прелиминарных условиях мира исключительно может быть установлено обязательство о включении в окончательный мирный договор подобной двусторонней формулы.
Касательно пункта 9:
Линия перемирия, создаваемая переходным кратковременным фактическим положением, естественно, не может быть определена без принятия во внимание фактического военно-стратегического положения обеих сторон в моменте, непосредственно предшествующем заключению перемирия.
Только в этом моменте возможно будет установление подробностей, касающихся администрации предполагаемой нейтральной полосы.
Польское правительство готово обеспечить жителей нейтральной полосы в отношении местного железнодорожного движения собственным транспортом и техническим персоналом, а равно в отношении продуктов первой необходимости.
Касательно пункта 10:
Пункт этот является беспредметным ввиду неприемлемости пункта 4.
Касательно пункта 11:
Тезис п. 11, как упускающий из виду соответствующие юридические титулы Польши, является односторонним, а поэтому содержит признаки скрытой контрибуции.
Вопросы о взаимном возврате государственного и частного имущества и возмещения убытков, а равно и все вопросы расчета и ликвидации, не затронутые русским предложением, должны быть рассмотрены и решены особо.
Касательно пункта 12:
В этом пункте Советское правительство пытается взять под свое покровительство семьи польских граждан, сражавшихся в нынешней войне против советских войск в защиту своего отечества.
Мы полагаем, что элементарные требования мирного сожительства народов должны были бы удержать Советское правительство от этого выступления, которое встретит в польском обществе тем более резкую оценку, что польский сейм давно уже принял соответствующие постановления в уставе об аграрной реформе.
Касательно пункта 13:
Затронутый русским предложением вопрос транзита является незначительным отрывком в комплексе норм, регулирующих хозяйственные взаимоотношения обеих сторон.
Признавая принцип торгового транзита польская делегация предлагает отложить разрешение этого вопроса в связи со всем комплексом хозяйственных вопросов до окончательного мирного договора или же до отдельной торговой конвенции.
Требование передачи в полное владение и распоряжение Советской России железнодорожного участка Волковыск — Белосток—Граево противоречит принципу суверенитета, а поэтому совершенно неприемлемо.
Касательно пункта 14:
Польская делегация считает возможной формулировку на началах взаимности принципа амнистии для польских граждан в России и русских — в Польше.
По заключению мира Польша рассмотрит в благожелательном духе вопрос объявления амнистии для собственных граждан и требует принятия того же принципа Советским правительством.
Касательно пункта 15:
Попытка обязать польское правительство опубликовать условия прелиминарного мира совершенно непонятна польской делегации, ибо трудно представить себе, каким образом мог бы войти в законную силу нераспубликованный договор.
Требование опубликовать материалы и документы, относящиеся к войне, нарушает принцип суверенитета.
Разрешение этого вопроса должно быть, естественно, предоставлено на усмотрение обоих правительств под их собственную ответственность.
Машинописная копия. АВП СССР, ф. 383, on. 1, д. 24, лл. 80—74
Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2539747.html.
Tags: история, левые, польша, рассея
Subscribe

promo don_katalan Грудень 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments