Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Станислав Кукарека · Пра этатизм и роль дыржавы

Примерно в конце 30-х годов все поголовно без исключения авиаконструкторы всех (снова таки без исключения) стран мира столкнулись с новой для них и грозной проблемой, флаттером. Самолеты вроде бы уже могли летать быстрее, но упорно не хотели. И мало того что не хотели, они коварно просто разваливались в воздухе. Практически без предупреждения. Вернее они конечно предупреждали пилота какой то жуткой тряской, но пилот обычно уже просто ничего не мог тогда сделать. И даже пожаловаться авиаконструктору. Проблема заняла примерно 10 лет общепланетарного времени и унесла сотни жизней пилотов и множество разбитых самолетов которые кстати стоили немало денег. До тех пор пока немногие выжившие не смогли таки внятно разъяснить, а конструкторы - реально осознать, что они столкнулись таки с реально новым явлением и новой собственно проблемой. И даже озадачить этим математиков.
Но тем не менее во второй половине 40-х годов проблема встала с новой остротой. Что связано было с дальнейшим ростом скоростей, и в т.ч. попытками применить уже реактивные двигатели. Ну ту есть тут конструктора уже намного быстрее поняли что имеют дело со своим старым знакомым (флаттером), но они уже не имели никаких конструктивных идей что с этим делать. Ибо предыдущее решение подаренное им математиками сводилось к определенным соотношениям конструктивной жесткости крыла и его "аэроупругости", что в целом было хоть и утомительно (затратно) но понятно. А тут требования по конструктивной жесткости просто превосходили все реально достижимое. И непонятно было шо далее делать. Ну не так что бы совсем непреодолимо, например F-104 с вполне прямым крылом летал довольно далеко за сверхзвук. Ну то есть В ПРИНЦИПЕ сделать было можно. Но на практике - это было слишком больно. Несовместимо с жизнью.
Выход из этой ловушки был отыскан как и обычно, в "немецком наследстве", у Липпиша например. Стреловидное крыло. Но это была системно уже совсем другая штука, совсем другие правила игры. Которые кстати говоря еще и сильно осложняли вопрос борьбы за конструктивную жесткость. То есть сделать стреловидное крыло столь же жестким как и прямое тупо не представлялось. Но благо было в том что оно там и не требовалось собственно, там по другому решался вопрос. Это достаточно типичный пример что системного кризиса что и путей его преодоления, причем замечу - исторический пример. Проверенный так сказать практикой, причем уже овер как 50 годами практики.
Так вот, в политике и прочих вопросах социальных у нас сегодня ровно то же самое. Дословно. Эффективность всяких механизмов уже повысилась настолько, что даже минимальный механизм обратных связей влияет сильно на его прямую эффективность, что вызывает колебательные и даже прямо резонансные процессы. Ну то есть разрушительные, если в принципе. И всякое дальнейшее увеличение жесткости конструкции ту ситуацию может уже не облегчить а скорей усугубить. И это тупиковый путь. Тут нужно "по другому решать вопрос", то есть нужна совсем другая системотехническая схема.
Проблема в том что нынешние "генеральные конструкторы" не ходят ни под Сталиным и не под Гитлером. И даже не под акционерами фирмы "Боинг". И у них просто нет критериев "полетит или не полетит", с пулей в затылок в качестве второго приза. У них вместо того очень много новых креативных идей в стиле "чем хуже тем лучше". И более того, они уже даже догадались что если у кого то оно наконец взлетит - то их поставят тупо к стенке. И потому они иначе сформулировали там сами критерии, сами правила игры. Игра сама по итогу сильно изменилась. Они хотели убить конкуренцию что бы никто не успел раньше их, и им это удалось. За счет установления "общих правил". Бег на месте - общепримиряюший.
Но как и в прошлый раз тут все прозрачно. Проблема там не в теормехе и не в аэродинамике, проблема там системотехническая. Ну то есть где то в дебрях контуров обратных связей и прочей темной магии которая аж по сей день даже математикой нормально не описана. Да эта наука не достигла забронзовевших в совершенстве форм, как например механика Ньютона, или даже теормехи с сопроматом. Но это пока не достигла. Робота трывае. И помешать этому вряд ли получится. И уж тем более вряд ли получится изжить там саму сферу применения, пока еще там не случилось. Как минимум пока летают самолеты и ракеты, и даже пока ездят поезда и мотоциклы.
Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2607370.html.
Tags: история, кукарека, левые, либертарианство
Subscribe

  • Наверное партия сказала шо так надо...

    Станислав Кукарека Судя по фейсбукам - главным рассадником коронавируса и главной угрозой человечеству стал Буковель. Внезапно так. Не очередь в…

  • "Вєсті.UA" за 26 лютого - бімба!

    У випуску програми "Вєсті.UA" за 26 лютого – колишній генеральний прокурор Юрій Луценко стане ведучим ток-шоу на каналі свого кума Порошенка.…

  • «План Б»?

    (хз... з ФБ) Президент Зеленський готує заміну Єрмаку на посаді керівника ОП - ним стане Валерій Кондратюк (генерал-лейтенант, Голова Служби…

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment