Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Киев, Смородинский спуск. Легенды и реальности

Оксана Дубинина - Киевские истории
Київ. Смородинський узвіз.
Не каждый киевлянин знал о существовании таинственного серпантина, выложенного камнем с милым и вкусным названием «Смородинка», который соединял Татарку с Подолом, от улицы Нагорной до улицы Кирилловской (улицы Фрунзе). Дорога была настолько красивой и необычной, насколько и очень сложной для водителей. Зимой машины не могли её преодолеть и водителям приходилось идти в объезд через весь Подол. И вот тогда спуск облюбовывали местные татарские любители зимних покатушек: лыжи, санки, любые подручные средства, например металлические ящики из-под молока (мальчишки всегда могли экспроприировать один-два ящичка со стороны подсобки продовольственного магазинчика или пункта приёма стеклотары рядом - на углу Нагорной). Не имело значения на чём кататься, главное получить непередаваемый восторг от катания крутыми спусками Смородинки, в некоторых местах из-за большой крутизны дороги, даже было несколько срезов для катания прямо через лес и снова с вылетом на дорогу!
А в тёплое время года татарские мальчишки совершали интереснейшие открытия в пещерах на склонах вдоль Смородинки, а вдруг именно они могут найти сокровища Змея Горыныча. Кстати мальчишки сами с огромным упорством прорывали и свои пещеры или углубляли уже существующие.
А еще на Смородинке местные пацаны оттачивали свои первые навыки вождения мотоциклов на крутых поворотах и сложном ландшафте..
Киевляне почтённого возраста вспоминают, что когда осенью 1943 года освобождали Киев, то советские войска поднимались по Смородинскому спуску.
Старожили Татарки помнят, как еще до постройки Подольского спуска из Смородинки выныривали правительственные кортежи, которые возили партийную верхушку в резиденцию, где они жили, называемую в народе дачей Хрущева (на улице Герцена, 14) – (тогда территория усадьбы была ограждена 5-метровым деревянным забором, через который ничего невозможно было увидеть, ворота открывались, проглатывали кортеж и снова закрывались).
Для проезда кортежа дорога спуска быстро и легко перекрывалась, так как никаких боковых въездов она не имела. В послевоенные годы диковинный новый американский автомобиль «Линкольн-Зефир» Хрущёва видели здесь постоянно.
Но это наши реальности, это мы помним и знаем, а есть еще и легенды.
Наш великолепный Киев окутан множеством легенд, его история полна неразгаданными тайнами и загадками. И даже, если легенда, очень похожа на сказку, она вполне может быть правдой…
По древним былинам на Киев часто нападал и нагонял страх и ужас на горожан злодей Змей Горыныч – огромный треглавый огнедышащий дракон. Дракон похищал девушек, и возможно просто поедал, так как больше их никто никогда не видел. Киевляне сами приносили к пещерам дань в виде золота, а также отдавали в жертву девушек и парней, чтобы он не беспокоил горожан.
А жил Змей Горыныч в пещере на горе Юрковице (по другой версии на Кирилловских высотах) недалече от Смородинского спуска. А еще жил был в Киеве богатырь Добрыня Никитич, которому уже подошло время жениться, а всех самых красивых девушек похищал Змей Горыныч. Рассерчал богатырь и решил наказать Змея.
По одним поверьям Добрыня убил дракона, а по другим загнал в пещеры, которые идут далеко вглубь земли и дракон живет в этих пещерах по сей день…, а искатели сокровищ Змея обыскали каждый уголок Смородинки, но их так никто и не нашёл до сих пор…
Также существует вариант победы над драконом былинного Кирилла (Никиты) Кожемяки, тоже киевского богатыря, который проживал в урочище Кожемяки...
Пещеры на Смородинке действительно существуют и пещеры довольно большие и очень древние, по некоторым данным возраст их около 4 тысяч лет, они гораздо старше Печерских пещер. В районе Смородинского спуска археолог Владимир Антонович в 1876г нашёл около 20 рукотворных пещер с трипольской керамикой. Керамику забрали в музей, исследования прекратились, а пещеры, как свидетели прошлого, остались на склонах среди почти дикого леса...
Во времена войн смородинские пещеры часто служили убежищем для беглецов и этому есть немало свидетельств.
Название спуска тоже имеет несколько вариантов и своих преданий.. Спуск когда-то называли Диковским, по фамилии владельца местной усадьбы Дикого. И вариант третий – по фамилии купцов Смородиновых, владельцев усадьбы на Куренёвке. Возможно название происходит от реки Смородины, которая якобы здесь протекала. Сморо́дина (Смородинка, Огненная река, Пучай-река) - река в восточнославянских волшебных сказках, былинах и заговорах, отделяет мир живых от мира мёртвых. (К сожалению, по такой версии название не от "ягоды смородина", а от древне-русского смород, смрад, но эта версия тоже имеет право на существование)
Смородинский спуск был самой короткой дорогой с верхнего Киева в нижний, поэтому более 100 лет назад была выложена брусчаткой извилистая и живописная дорога среди дикого леса. Жителям Киева гораздо удобнее было добираться из центра, например, на дачи в Пущу Водицу.
После Второй мировой войны дорожное покрытие Смородинки получило вторую жизнь и время процветания, благодаря тому, что по ней ездил каждый день Никита Хрущёв с 1943-1949 в свою резиденцию – бывшую усадьбу Октавиана Бильского по адресу Герцена, 14. Именно поэтому Смородинский спуск получил народное название – Хрущевская дорога. Активно Хрущевской дорогой пользовались аж до 1957г, пока не ввели в эксплуатацию новый великолепный Подольский спуск, который идёт совсем рядом.
Смородинка частично сохранила своё вполне нормальное брусчатое покрытие, которое реставрировалась к новым усадьбам, построенным здесь за последние лет 20, но часть дороги постепенно разрушалась и теперь в некоторых местах, особенно ближе к Подолу (ул.Кирилловской), не каждый автомобиль сможет здесь проехать.
Мне приходилось по разным причинам спускаться и подниматься по Смородинскому спуску, не понаслышке знаю сложности преодоления его бездорожья и крутых поворотов.
Кто помнит, в 2013г, был обвал на Подольском спуске, провалилась машина в яму, так пока ремонтировали, через Смородинку машины и маршрутки объезжали, принося пассажирам и водителям немало стресса. Смородинский спуск тогда стал, можно сказать, «дорогой жизни»!..
По диким склонам Смородинки среди леса сделан велосипедный трек с искусственными препятствиями для усиления экстрима, хотя дорожки и без того вполне экстремальны.
С верхней части Смородинского спуска частные застройщики начали возводить колоритные усадьбы.
Местами вдоль спуска существуют оползневые предвестники.
А еще снизу спуска от Кирилловской начато, но заброшено строительство коллектора - большой колодец на метров 15 вглубь стоит, наскоро прикрытый бетонными плитами..
Я думаю, что о Смородинке мы еще услышим)























































































===
Недалеко от него я провел свое детство. Так что хорошо его помню в 70-е годы (Д_К)
- Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2650718.html.
Tags: история, київ, кличко, піар, рейдеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments