Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Станислав Кукарека · Пра сациализм и джентельменов

Идеи "регуляции" и "правил" не просто так возникли, не с ровного места. На самом деле одним из источников этой идеи был спорт. Который еще в те времена был уделом кстати джентельменов, реднекам и прочим было некогда страдать такой фигнею. И можно было еще как то понять почему в футболе команды должны быть примерно одинаковой численности игроков, или боксеры в ринге где то близкими по весу (а может даже по квалификации), это банально повышало зрелищность мероприятия. Иначе шоу получилось бы слишком коротким и не особо интересным. Но в ряде видов спорта все оказалось намного сложнее...
На самой заре мероприятия автомобили ездили намного медленнее чем могла скакать лошадь. И автогонки можно было бы выиграть легко на белой кобыле, или к примеру на велосипеде. Просто потому что немного быстрее и очень сильно надежнее. Потому правила автомобильных соревнований на то время сводились в основном к запрету скакать на кобыле или крутить педали. Это было понятно. Кстати еще забавный момент, я до сих пор не знаю что таки реально лучше, лошадь или велосипед... Мне говорили люди (которым я склонен верить) что как минимум на длинных дистанциях велосипедист даже среднего гатунку вполне способен загнать лошадь вусмерть. И даже не одну. Ну на современном ессно велосипеде, а не на "пауке". Быть может так оно и есть...
Итак, если в своем начале "технический регламент" пытался там обезопасить собственно автомобили от опасных лошадей и велосипедистов, то дальше там все стало сильно интереснее и те "регламенты" начали регулировать соревнование друг с другом автомобилистов. Ну то есть спортсменов. Которые (еще тогда) были джентльменами как в основном. И сделать результат соревнования вроде бы как менее зависимым от материальной части. Хотя с другой стороны всем было понятно тогда (и понятно сегодня) что победа куется в тылу, кркндкшомна кульманах и в гаражах напильником в гораздо большей степени чем на дороге глотая пыль с рулем в руках. В том был смысл изначальный самого того вида спорта. И даже смысл этот не сам по себе возник, а лишь как следствие традиций.
Источником традиций, и даже специфичных очень тарминов (как гандикап к примеру) был парусный спорт. Еще одно из "джентельменских" развлечений. Где качество (и стоимость) матчасти тоже всегда играли роль важнейшую. В том собственно и смысл был "строить яхт хороших" что бы они быстрей ходили. А это стоило немалых денег. И по итогу привело к самому феномену гонок, яхтенного спорта где пасаны "что хорошо построили" далее мерялись пиписками и выясняли у кого из них то получилось лучше. Ну да, там был еще эффект "а кто умеет яхтой лучше управлять", и он тоже довольно важен. Но что главнее там (и что побеждает) как было так и остается очень смутным вопросом.
Бывали времена когда те яхты (для каких то лордов) строили 2-3 специализированные фирмы, и все изделия тех фирм были примерно одинаковы между собой. Просто потому что были очень похожи. И тогда там побеждало именно искусство экипажа, ну или гениальность командира. А бывало такое что кто то сильно психанет и решит построить вундервафлю абсолютную что не оставит шансов никому. Порой ради того закладывая в банке земли, а то даже и титулы. Весьма азартная игра. И кстати та азартная игра довольно резко двигала вперед всиляки НТП и НТР. Почти как и сегодня например гонка вооружений. И это несло свои плоды определенные. Но победил - социализм. Социализм побеждает всегда, учение это всесильно как нам говорили...
Короче обнаружилось что даже джентльмены бывают разные. Как минимум по финансовым возможностям. И далеко не всегда самые из них богатые являются самыми умелыми в смысле судовождения. И даже не всегда являются там самые богатые самыми удачливыми кораблестроителями, даже весьма дорогостоящие решения технические и технологические там не всегда себя оправдывали. Пожалуй самым ярким свидетельством подобного положения дел есть пресловутый "кубок Америки" который собственно исходно - к Америке той не имел и вообще никакого отношения.
Короче говоря возникла там идея что некие принципы благотворной регуляции должны усе отрегулировать. И ограничивать "рост модных тенденций", и не допускать такого что бы еще в прошлом году спущенная на воду вундервафля ценою в графство Суррей - в следующем году не оказалось просто никому не нужной грудой хлама. Вопрос таки был актуален... И там возникло два течения, собственно "монотип", когда все строили "все одинаково" даже если могли построить лучше, и знали как это сделать. И далее на тех "монотипах" перялись уже чисто умением. Там тоже было много интересного и видел я те "монотипы", и их за вымя трогал. Так вот, не все животные равны между собой. И даже "монотипы" между собой могут отличаться как небо и земля, как говно и алмазы (в т.ч. по цене). Как оказалось. Но то отдельная история.
Наша история - про "гандикап", про то что ты построишь типа что угодно, но тебя потом померяют, потом помножат и поделят и т.д. и дадут тебе "цифру справедливую" которая тебя типа приведет к знаменателю общему. Ну то есть отразит (справедливо) все преимущества твоей матчасти, их вычтет как то там из результата и в сухом остатке оставит только доблесть твою и мастерство что будут вознаграждены результатами соревнований. Прекрасная идея, но еще более феерверктическими были результаты, к которым это привело.
На самом деле данный принцип тоже не сделал "всех людей равными", он только усложнил конструкторов задачу (и цену их ценных услуг). Ибо теперь мало было сделать хорошую яхту, ее нужно было еще как-нибудь вписать в тот "гандикап" и даже получить (если получится) там чисто дискриминационное преимущество перед потенциальным противником. Ну то есть мало того что ты будешь быстрее, так что бы и соперника еще оштрафовали. Все как мы сегодня любим. Но придумали все это еще примерно в первой половине прошлого века, если не во второй половине позапрошлого. Придумали кстати джентльмены, спортсмены, ерш их медь...
И по итогу там "балловая оптимизация" стала как минимум вторым приоритетом в проектировании и кстати - фактором стоимости посуды. И кстати что бы ее даже только "померять" там надо было привлекать очень профильных специалистов у которых это дело занимало минимум 2 дня. Только на померять, считали они потом еще неделю там (если без компьютеров, а они изначально считали без компьютеров). И вся эта история с мерилками (и их адвокатурою унд арбитражем) превратилась в отдельный вид спорта который если и был дешевле чем сам парусный, то точно уж сильно дороже (и элитней) чем например большой теннис.
На самом деле тут смешно что? Что механизм который изначально был предназначен (якобы) для сглаживания всяческих неравенств и уравненья шансов превратился в полную свою противоположность. В отдельно темное искусство играть на требованиях и критериях замеров, и без ущерба для собственно ходовых качеств получать еще и бонус гандикапа. И это не удешевило яхты, а наоборот. И это кстати говоря (за много лет тенденции) заметно ухудшило их ходовые качества. Ну если не "ухудшило" то "осложнило" минимум. А эксплуатационные - ухудшило реально и вполне однозначно. И если на какой-нибудь посуде годов 20-х прошлого века можно было во время шторма тупо выкинуть назад конец (с приданным), поднять голый грот на 4 рифе и тупо бухать вискарь в каюте (хоть неделю) то на какой-нибудь посуде уже 80-х (того же века) так уже совсем не получалось делать. И правила мерительные - в этом сыграли свою роль. Как минимум существенную роль.
Яхты что были "до того" были как минимум красивы. Это были произведения искусства. А яхты "после того" похожи на продукт инопланетного блин разума, причем больного разума, даже по их межпланетным меркам. Да, сегодня я вижу какие то фотки чего то там на подводных крыльях которые вообще выходят далеко за рамки моего понимания, и я готов признать в том красоту. Но я уверен что все эти фотки и все то что там снималось вообще никак не соответствует мерительным тенденциям и нормам конца прошлого века. Скорее даже оно все брутально их опровергает. А ведь не будь тех "норм", быть может оно все появилось бы еще годах в 60-х прошлого века. А сейчас (через еще 50 лет) оно бы может быть вообще на марс летало бы без посторонней помощи.

Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2797066.html.
Tags: история, кукарека, левые, либертарианство
Subscribe

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment