Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Еще раз о трагедии Ту-154 над Черным морем в 2001 году

Как-то прошла эта статья в свое время мимо меня, спасибо автору, что напомнил. Здесь только выдержки, по ссылке огромный материал в двух частях
...
Пожалуй, самой главной, непреодолимой защитой от поражения «своего» самолета является система «свой-чужой». На момент учений 2001 года действовал Договор стран СНГ от 1992 года «Соглашение об обеспечении радиолокационного узнавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками узнавания системы «Пароль». Экипаж воздушного судна обязан включать ответчик при подлете к границам СНГ на 400 км. И хотя установлено, что ТУ-154 был оборудован ответчиком, он не работал, что даже не нуждается в доказательстве. В противном случае С-200 не могла атаковать самолет.
Если бы ТУ-154М отвечал на запрос, то в момент обнаружения мишени «Рейс», захвата ее на автосопровождение и пуска ракеты по ней (после нажатия кнопки «ПУСК») идет автоматический опрос цели. Кроме этого, перед нажатием «ПУСК» проводится обязательный опрос в ручном режиме. Если от самолета получен сигнал "Я СВОЙ", это отмечается на экране оператора. О государственной принадлежности цели в каждом из трех опросов докладывает офицер пуска, и только после этого командир принимает решение о пуске ракеты. Но если даже решение ошибочное, ракета не взлетит, поскольку автоматика разорвет пусковую цепь.
Все эти операции были выполнены, но ТУ-154 молчал. Почему на этом факте не акцентировали внимание все три комиссии, почему компания «Сибирь» не признает, что нарушение международного договора экипажем стоило жизни 78 людям на ее борту?
Это прискорбное обстоятельство позволяет раскрыть пожалуй главную тайну этой трагедии: с большой долей вероятности можно указать на таинственного автора «подсветки» пассажирского самолета, из-за которой ракета после срыва автоматического сопровождения ГСН выбрала новую цель, указанную чужим локатором. Автору довелось встретиться с человеком, который на условиях анонимности сообщил, что лично общался с российским офицером роты ЗРК Туапсе, сообщившим, что злополучный ТУ-154 стал причиной приведения российского комплекса С-200 в готовность №1. Эта команда обязывает включить «подсветку» цели: дивизион получает целеуказание из командного пункта, обнаруживает цель и захватывает ее на автосопровождение. И этой целью был ТУ-154 компании «Сибирь».
Что же заставило российских ракетчиков принять боевую готовность? А вот что. Рейс «Сибири» был не регулярным, а чартерным. На запрос российских ПВО опознаватель самолета не ответил, ибо был выключен, поэтому ракетчики приняли свой гражданский самолет за нарушителя воздушного пространства. Россияне объявляют готовность №1, и их радар дает целеуказание на ТУ-154М. Далее: украинская С-200 летит на цель «Рейс», происходит срыв головки самонаведения, ракета улетает в молоко, лихорадочно сканируя в широком диапазоне пространство в поисках сигнала. И она его находит: это сигнал от российского ЗРК РЛС в Туапсе. К тому времени, когда ракета сбивает Ту-154, ее родной РЛС РПЦ давно отключена, но российский-то работает!
Правда, чтобы эта версия нашла свое подтверждение, следует выяснить частоту излучения РПЦ в Туапсе, чего не было сделано. Более того, вскоре после произошедшего, российское Минобороны расформировало воинскую часть, дислоцированную в Туапсе. Совпадение?
Увы, мудрецы из МАК и двух госкомиссий не задавались этими вопросами. Поисками истины там и не пахло. Версия была одна – ее и «доказали».
...
Генерал Владимир Ткачев рассказывает: «Было решено провести два эксперимента, чтобы все-таки выяснить причину трагедии, поскольку у нас были собственные версии, которые почему-то никто не рассматривал. 3 ноября в присутствии российских военных на том же полигоне Опук тот же расчет ЗРК провел макетную стрельбу с воспроизведением всех действий 4 октября. В частности, была произведена стрельба по МИГу, который полностью повторил маршрут мишени на Опуке. В ходе эксперимента присутствовал глава Совета безопасности РФ Рушайло. Россияне утверждали, что при таких условиях наведение на цель по дальности невозможно. Расчет задачу выполнил блестяще: работное время - 30 секунд.
А в аэропорту «Борисполь» стоял ТУ-154М, аналогичный погибшему месяц назад. Планировался пролет «ТУ-шки» примерно по тому же трагическому маршруту. В салоне находились специалисты, которые должны были включить генераторы различной частоты, ноутбук, мощные мобильные телефоны и другую аппаратуру. По одной из наших версий, которая и сегодня представляется мне весьма перспективной, ракета, имеющая очень чувствительную головку самонаведения, могла отреагировать на излучение бытовой электроники на борту ТУ-154. Но в последний момент вылет самолета запретили. Мне известно, что это сделали по просьбе россиян. До сих пор не пойму: а чего они боялись? Ведь запуск ракеты даже не планировался – это было моделирование стрельбы.
Зато удалось провести еще один эксперимент, который подтвердил наши опасения. Сегодня я склонен считать, что ракета С-200 после срыва наведения переключилась на пассажирский самолет из-за особенностей конструкции, о которых нет ни слова в инструкции и справочной литературе. Думаю, сами разработчики не ведали того, что нам удалось выяснить. Дело в том, что до этого испытательные и учебные стрельбы С-200 проводились исключительно в континентальной части, никогда не стреляли по цели, летящей над морем. У нас же цель находилась не просто над морем, но была и низколетящей. В результате, сигнал вначале был потерян, а затем отраженный от воды, подсветил другую цель. Это же могло стать причиной двойного промаха С-200 двумя годами ранее».
Удивительно, почему ни разработчики, ни производители С-200, ни тогдашний министр обороны России не захотели узнать о доселе неизвестных капризах ракеты?
В целом, поведение российской стороны в расследовании трагедии вызывает еще больше вопросов, чем поведение С-200. Знакомство с экспертизой обнаруженных останков вызывает недоумение: почему при множественных каналах слепых ранений, которые могли причинить стальные шарики из боевой части ракеты, самих шариков в этих каналах не было? Заметим: первичный осмотр проводили российские специалисты в Сочи. Позже украинские военные нашли две ракеты ЗРК С-200, выпущенные до и после той, что бесследно исчезла после выстрела на Опуке. Стальные шарики из их боеголовок оказались идентичными. Но они не совпали по цвету и химсоставу с шариками, поразившими ТУ-154М. Никто не разгадал еще одну тайну: почему экспертиза обнаружила на извлеченных из самолета и трупов шариков только следы тротила, хотя боевая часть ракеты начинена смесью тротила с гексогеном в соотношении 20\80.
Можно еще долго приводить перечень вопросов без ответов, которые могли бы пролить свет на истинные причины гибели 78 человек. Но даже, если допустить, что расследование начнется с нуля, сегодня вряд ли что-то удастся доказать. Единственное, что удалось установить автору наверняка: расследования этой трагедии не было, а высшее политическое руководство попросту сдало как украинских военных, так и всю страну, бездоказательно объявив Украину убийцей 78 человек.

Читать полностью расследование Олега Ельцова от 2013 года. Комментарии тоже интересны

Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2909178.html.
Tags: история, крим, провокація, рассея, траур, україна
Subscribe

promo don_katalan Грудень 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments