Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Суть такого симбиоза – в перераспределении прибавочной стоимости

Владимир Фесенко
Когда мы говорим о политике деолигархизации, то надо понимать, что суть проблемы гораздо глубже и сложнее, чем чрезмерное влияние отдельных украинских олигархов.
В конце 1990-х гг. – начале 2000-х гг. в Украине сложилась Система коррупционного симбиоза бизнеса, государственного аппарата, правоохранительных и судебных структур, а также политического класса. Такая же система сложилась и в большинстве постсоветских стран (но с определенными национальными особенностями в каждой стране).
Суть такого симбиоза – в перераспределении прибавочной стоимости (чаще всего, сверхприбыли) между участниками Системы. Бизнес-структуры, входящие в Систему, за счет своих особых отношений с властью, правоохранительными и судебными структурами, получают сверхприбыль, часть которой распределяют между своими клиентами и партнерами во власти. Но возможен и другой вариант перераспределения прибавочной стоимости – плата за коррупционные услуги, которую бизнес платит (добровольно ли принудительно, регулярно, или эпизодически) представителям государственного аппарата, правоохранительных и судебных структур, а также политического класса.
Истоки формирования такой системы – в начале и середине 1990-х гг., когда молодой постсоветский бизнес (в том числе и в Украине) стал постепенно коррумпировать представителей государственного аппарата, правоохранительных и судебных структур, а также часть политического класса. Но затем все более активную роль в этом симбиозе стали играть высокопоставленные (и не только) представители государственного аппарата, правоохранительных и судебных структур, а также часть политических лидеров. В Украине такой перелом связан с деятельностью Павла Лазаренко, который будучи губернатором, а затем и премьер-министром стал облагать подведомственный бизнес коррупционной данью на системной основе. Но своего апогея такая практика достигла при президентстве Виктора Януковича. После Януковича, как правило, инициатива проявляется с обеих сторон, в зависимости от обстоятельств, либо (чаще всего) воспроизводятся уже действующие схемы коррупционного взаимодействия (сотрудничества).
Специфика украинской Системы коррупционного симбиоза заключается в ее плюралистичности, конкурентности и отсутствии четкой иерархии (в том числе в принятии решений). Системность проявляется скорее в общепринятости и почти тотальной распространенности коррупционных практик взаимодействия между представителями бизнеса, государственного аппарата, правоохранительных и судебных структур, а также политического класса. Те, кто отвергает такие практики, отвергаются (в разных формах) и самой Системой.
Поэтому проблемы, которые имеются в украинской политике и госуправлении и их отношениях с бизнесом, нельзя сводить только к олигархам (тем более к некоторым олигархам). Все гораздо сложнее и масштабнее. И эти проблемы невозможно разрешить одномоментно одним законопроектом. Для демонтажа Системы коррупционного симбиоза необходима продуманная и достаточно долговременная стратегия скоординированных действий различных государственных институций.

Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2921338.html.
Tags: анализ, ахметов, история, либертарианство, медведчук, менты, порошенко, україна, фирташ, янукович
Subscribe

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 116
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment