Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Category:

Станислав Кукарека · Про аналогии

Как говорит наш Президент "в совке были плюсы и минусы", ага. Среди "плюсов" там часто упоминают "успехи первых пятилеток" масштабное строительство всиляких днепрогэсов и магниток, распахивание целины (что кстати было преступлением экологическим и катастрофой) и прочие таки штуки. И следует заметить, да, процессы те имели результат. Когда под каждым забором изобильно валялся лом черных и даже иногда цветных металлов, просто рай как для бомжа. А в некоторых селах прямо из колодца можно было ведром черпать керосин. Проблема была в том что во те годы тот керосин не был никому нужен, а лом металлов (цветных и черных) тому же самому бомжу банально некуда было сдавать. Он то валялся, но что толку?
Но интересен тут вопрос другой, вот почему "тогда успехи были" а сейчас дескать их нету... Где и в какой момент мы "повернули не туда"? Вот тут бы надо разобраться. Нужно понять "что было тогда" и что происходит сейчас, понять в чем разница... СССР как таковой возник в начале 20 века, на закате индустриальной эпохи. И кстати говоря те самые 20-е и отчасти 30-е годы были временем масштабнейшего мирового кризиса, того вот самого "заката". И СССР этим активно воспользовался. Германия к примеру не могла в те годы изготавливать ни самолеты ни двигатели к ним, ввиду ограничений всяческих и санкций по Версальскому договору. И потому фирма БМВ построила в Москве завод по выпуску авиадвигателей, а фирма емнип "Юнкерс" завод по производству самолетов. Потому что так им "было можно", а никак иначе им было нельзя. Мало того, тот "юнкерс" он не только самолеты выпускал он же еще по сути основал в СССР какое то хоть регулярное авиасообщение. Именно он...
Магнитогорский блин металлургический комбинат был дословной (до болта и гайки) копией металлургического комбината US Steel в городе Гэри, штат Индиана. Который фирма МакКи и бюро Кана сперва построили у себя в США, потом разобрали, запаковали в ящики и перевезли в СССР где собрали обратно. Аналогичная фигня была и с ГАЗом (который строил Форд), со "сталинградским тракторным заводом", с тем самым ДнепроГЭС и прочим... Тут следует понять одну простую штуку, буржуи-империалисты которые большевикам продали ту веревку на которой большевики собирались их повесить на самом деле продавали УЖЕ устаревшие решения, устаревшие заводы и технологии, устаревшие уже конструкции. Сознательно. Ибо их просто некуда было уже девать (кроме как большевикам) но большевики за то таки платили деньги. Или как минимум обещали заплатить.
Да, для совка (тогдашнего) это был "космос", значительный шаг вперед, но для самого Запада это все было уже негодное старье. Даже учитывая то что "запад" был в жестоком кризисе а СССР "в расцвете", и больше никогда тот самый совок даже не приблизился и близко к подобным показателям и результатам. Тут следует еще заметить что я реально жил в совке, в том еще, кондовом и настоящем. И следует заметить что аж до самого его конца (совка то есть) там сакральным словом и идеей фикс были "показатели 1913 года". Ну то есть состояние РИ до начала Первой Мировой. И по целому ряду параметров эти показатели так и не были перекрыты даже в 80-х. Так в частности по производству продовольствия. Несмотря ни на какую коллективизацию, механизацию и химизацию сельского хозяйства. Факт имеет место быть.
Но вернемся к теме, от политики - к экономике и технологиям. Запад активно продавал совку свои какие то уже достаточно уставшие и устаревшие технологии которые тем не менее были актуальны для СССР и "двигали вперед" страну советов. Вопрос там был не только в самих технологиях но в собственно масштабе, объемах производства. По сути импотрировались там не только и не столько технологии выплавки стали или изготовления автомобилей сколько сама "технология индустриализации", масштабирования со всеми его вытекающими. Строительства тех самых заводов и параходов, планирования и логистики и прочие нюансы тонкие. Я не уверен что буржуи сознательно очень хотели делится именно теми секретами (а не просто конструкцией устаревших Форд-V8 или BMV-IV) но так оно вот как то получилось. Это именно "бюро Канна" научило комиссаров как за 2-3 года на голом месте построить "завод-гигант", как скоординировать субподрядчиков, как организовать логистику, как управлять ресурсами...
И именно отуда пошла кстати легенда про "плановую экономику" и ее победительность. И именно об этом "чуде" аж до сих пор плачут многие "совки" не исключая кстати и Зеленского. Ну в стиле "ведь вот тогда - могли". А теперь не могут. И это их печалит очень. Оно конечно огорчительно (и это объективно) но тут бы надо для начала понять "почему", в причинах разобраться. Причинах того "почему получалось тогда" и причинах "почему не получается сейчас". И самое тут интересное состоит в том что ведь на самом деле - "получается". И "получается" на самом деле даже круче (и намного) чем еще у тех комиссаров в пыльных шлемах. Просто это нужно увидеть.
Итак, еще в 20-х и 30-х годах прошлого века товарисчи большевики увидели (и даже восприняли) некие практики чисто корпоративной деловой культуры и управления. И радостно восприняли их. И даже более того, сочли их просто чудодейственными, и "победительными". Начав их воспроизводить в меру своих заблуждений, причем на уровне уже государственном. На более высоком уровне. Стремясь превратить государство (СССР) и даже некие надгосударственные образования ("страны победившего социализма") в некое подобие General Motors или US Steel. С криком "так победим". Забыв о том что в странах где этот Женерал Моторс или Форд вообще придумали - там это не было "венцом творения", там существовало всегда и "собственно государство". Что эти "корпорации" это лишь часть картины. Они этого не поняли, и они по итогу проиграли. Самолет из соломы с ржавыми бочками под крыльями так и не смог взлететь. Они так думали что "все остальное", все что находится вне так полюбившейся им "корпорации" является лишь тормозом прогресса, негативным фактором. Хотя на самом деле это было жизненно необходимыми условиями, самой тою средой в которой может жить та корпорация, а без нее она не может жить.
На самом деле ведь "завод построить" что было достижением великим для совка - для тех самых буржуев давно не было проблемой. Не было даже достижением и "целью". А было только средством. Недавно (относительно) какой то там буржуй (Илон Маск) просто по приколу пообещал "построить батарейку", и он ее кстати построил. В срок. Из поста в твиттере. Они это умеют, им это не трудно. Там это не проблема и там это даже не "задача", там это чисто рутинный процесс. Может быть еще кто то помнит как в СССР "стройками всенародными" и прочим фетишем было например строительство автозаводов, типа ВАЗ или КаМАЗ. Туда ехали "десанты трудовые" из всяких комсомольцев, под это дело заключались всякие "контракты века" с зарубежными поставщиками и подрядчиками, об этом густо говорили на всевозможных Пленумах и потом газеты эту говорильню тиражировали в сотнях миллионах экземпляров. Эпическое было действо.
Но в то же время если там кому-нибудь из руководителей GM, Тойоты или мерседеса хотелось новый завод то он просто давал распоряжение какому то шестому вице-президенту и этот завод кагбе появлялся. Строился. За год, ну много - за два. И начинал кстати работать. Корпоративная культура та самая на что так фапали большевики. Вот никого не удивляет почему Япония (что выгребла ядрен-батонов в 45 году) смогла завалить автомобилями даже рынок США. Где населения в 2 раза (примерно) больше чем в СССР не говоря уже о инфраструктуре и статистической автомобилизации... Японцы ведь смогли. А всякие Политбюро ЦК лишь только там "писало программы" и "принимало решения", а выпуск гребаного очередного запорожца "новой модели" превращался в эпохальное событие. Как так? Германия смогла, та самая Германия которую разбомбили до щебенки еще в 44-45 годах а все что там не разбомбили - то вывезли. Но ведь и она смогла, и завалила автомобилями полмира. А СССР даже себя обеспечить не мог, и аж до сих пор не может. Почему?
А потому что "есть причины" и безусловно есть нюансы. Концептуальные и методологические. Но это в следующей части.

Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2953492.html.
Tags: история, кукарека, либертарианство, рассея
Subscribe

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments