Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Andrew Titarenko · ПРО ПІЛОТОВАНУ КОСМОНАВТИКУ

Шановна пані Oksana Repinska попросила мене розказати про участь України в пілотованій космонавтиці, що я і роблю. Я не буду тут говорити про Кондратюка і давню історію, хоча і маю медаль Кондратюка з номером з однієї цифри. Я також не говоритиму про космічну науку, біологію і медицину на борту пілотованих кораблів. Я знаю, що внесок українських вчених був дуже значним, але хай про це розкажуть професіонали. Я говоритиму про сучасність з боку індустрії, і буду вдячний за доповнення. Далі російською, так мені зручніше з ряду причин.
В СССР у военных была поговорка:
Янгель работает на нас,
Королев работает на ТАСС,
Челомей работает в унитаз.
Так сложилось, из песни слова не выкинешь. Янгель это КБЮ и ЮМЗ, Королев – НПО Энергия, а Челомей – НПО им.Хруничевва. У нас в Днепре создавалось то, что называлось ракетно-ядерный щит Родины, а в Москве делали все остальное. Было еще две фирмы – МИТ (Надирадзе), в Москве, и в Миассе, на Южном Урале, фирма Макеева. МИТ тесно сотрудничал с КБЮ по твердотопливным ракетам, и использовал многие украинские технологии. Макеев занимался ракетами для атомных подводных лодок, и тоже сотрудничал с КБЮ. Кстати, последняя советская ракета для АПЛ использовала южмашевские ступени. Именно поэтому после распада СССР Россия была вынуждена законсервировать гигантские подводные крейсера проекта “Тайфун” (Проект 941), т-к поставки ступеней прекратились, не по украинской, кстати, вине. По состоянию на конец 1980-х СССР, усилиями КБЮ и ЮМЗ прежде всего, опережал США в стратегических ракетных вооружениях, что и позволило получить вполне сносные условия прекращения гонки вооружений и выхода из Холодной Войны.
Все пять ракетных фирм соревновались за госконтракты, но и привлекались к работам друг друга при необходимости. Соответственно, предприятия Украины участвовали и в пилотируемой программе СССР, а потом и РФ. В частности, Харьковский Хартрон (Электроприбор) разрабатывал систему управления сверхтяжелой ракеты «Энергия», и челнока «Буран», при чем "Буран" остается единственным пилотируемым кораблем в истории, который выполнил орбитальный полет в полностью автоматическом режиме, включая и возвращение и посадку. Хартрон же разрабатывал архитектуру системы управления Международной Космической Станции (МКС), и разработал и изготовил систему управления базового модуля «Заря» (ФГБ) МКС. Система до сих пор работает как часы.
Киевский Радиозавод много лет выпускал систему «Курс», которая обеспечивала стыковку в космосе, и работала точно и качественно на МКС, станции «Мир», и кораблях «Прогресс». Харьковский же Коммунар выпускал системы управления для российских «Союзов» и «Протонов», и для нашего «Зенита». «Союз» возит космонавтов на орбиту уже пол столетия, а «Протон» был основной рабочей лошадкой при строительстве станций «Мир» и МКС.
КБЮ и ЮМЗ, конечно же, тоже не остались в стороне. На хорошо известных фото ракеты «Энергия» с «Бураном» видны 4 боковых ускорителя. Это изделия Южмаша, на основе которых (как первой ступени) была создана ракета «Зенит-2», примерно вдвое более мощная, чем «Союз». Планировалось всю пилотируемую космонавтику перевести на «Зенит», но «Союзу» повезло — развалился СССР. Кстати, на тех же картинках видно гофрированную секцию в верхней части ускорителей. Это парашютная секция. Ступени проектировались как возвращаемые, за 30 лет до "Фалькона-9" Илона Маска, когда Маск еще ходил в школу в Южной Африке. Ранее КБЮ так же отвечало за лунный посадочный модуль в советской лунной программе. Модуль разработали, изготовили и протестировали. Наверное, его и сейчас можно посмотреть в Днепре, если, конечно, его еще не продали.
Но это не все. Космос был некоммерческим до конца Холодной Войны. В начале 1990х открылись новые возможности, и пионером в коммерциализации космоса был наш украинец и мой близкий друг и бизнес партнер Илья Осадчук. Именно он первый разместил рекламы на борту ракет космонавтов, а в те голодные годы это было большим подспорьем. Многие, наверное, помнят, телемосты со станцией «Мир», и первого космического туриста Денниса Тито. Это тоже работа Ильи.
Ну и не забудем о том, что «космические корабли» «Академик Королев» и «Юрий Гагарин», обеспечивавшие полеты космонавтов, базировались в Одессе, а связь обеспечивал Евпаторийский центр дальней космической связи. Все уникальное тяжелое оборудование, установщики, и т. д. для Байконура (да и Плесецка), без которого ни один старт был невозможен - это тоже Украина, Ново-Краматорский Машзавод, и Азовмаш. И как все помнят, на старт космонавты ехали на львовском автобусе. Это очень краткий очерк, я наверняка что-то забыл, и что-то просто не знаю. Буду благодарен за дополнения и поправки.
===

Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/2988641.html.
Tags: история, космос, піар, україна
Subscribe

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 115
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments