Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Станислав Кукарека · Случайно-исторического

История техники - довольно интересна. Ибо достаточно долго (дольше всех других историй) развивалась по сути дела объективно, без идеологических и прочих искажений. Ибо там "надо было результат", и ради того результата - жертвовали довольно многим. Особенно когда это касалось военной техники. Там кстати иногда были совсем забавные истории. Так например в СССР достаточно долгое время слова "компьютер" или "кибернетика" были подвергнуты идеологической анафеме. С одной стороны. Но с другой стороны в военном деле эти самые "компьютеры" (еще на шестеренках) применялись как минимум с Первой Мировой. Как например системы управления огнем на кораблях, которые из себя представляли натуральный таки компьютер (пусть даже механический) еще тогда.
Но дальше было интересней. Еще в эпоху ВМВ СССР по Ленд-Лизу получил достаточно большое количество бомбардировщиков американских. Ну например Б-25. Которые комплектовались бомбовыми прицелами "Норден", что представляли из себя натурально тот самый "компьютер". Который мало того что что то там "вычислял" но и натурально управлял самим самолетом на боевом курсе (перед сбросом бомб), и сбрасывал их тоже кстати сам, автоматически. Кстати это была жутко секретная фигня "вторая по секретности после атомной бомбы", и американцы очень боялись ее попадания в руки врага. Но в СССР поставляли.
В СССРе просто запретили их использовать. Не сняли с самолетов (ибо это было технически сложно), но замотали в чехлы брезентовые и опломбировали нахуй, экипажам было строго-настрого запрещено даже пытаться. Официально это обосновывалось "недостатком подготовки персонала" (как летчиков, так и наземных техников), но в принципе ведь ту херню придумали именно что для дебилов, для снижения требований к подготовке как минимум летного состава. Шоб даже дурак мог попасть бомбой куда надо. Но нет, не сложилось.
После войны все стало еще интереснее, борьба с кибернетикой была в самом разгаре, но СССР яростно жаждал заполучить стратегический бомбардировщик как носитель ядрен-батона. И по итогу выбор пал на дословное копирование Б-29. И его скопировали (Ту-4). До такой степени дословно что в кабине экипажа были пепельницы (хотя курить в полете запрещалось в советских ВВС) и даже подстаканники для кока-колы. Да-да, для тех "нестандартного калибру" бутылок что в СССР появились аж в 90-х годах. Проблема была в том что Б-29 был "дюже автоматизированным самолетом" даже по американским меркам. И там компьютеров тех (идеологически враждебных) было побольше дюжины.
Ну хрен с ним с прицелом (прицел - он и в африке прицел). Но там была кроме всего и навигационная система. Которая позволяла как-то выходить на цель собственно. И это было важно, с учетом его дальности и высоты полета что не способствовали никакому визуальному там ориентированию на местности. По сути это была ИНС (инерциальная навигационная система) с кучей гироскопов и прочей такой хрени, которая достаточно автоматически рассчитывала текущее положение самолета, истинный курс и скорость и многое еще такое. Конкретно компьютер. Просто выкусить его кусачками не представлялось, ввиду катастрофического падения боевых возможностей. И тогда вместо "навигационного вычислителя" (что есть компьютер в дословном переводе) его назвали "навигационным координатором". Не "вычислитель" а "координатор", совсем другое дело ведь.... Так просто и изящно товарисч Туполев (и присные его) решили сложнейшую идеологическую проблему.
И много там еще забавных есть историй. На самой заре реактивной авиации - двигатели (реактивные) были чахлыми и очень ненадежными. Что в принципе понятно как для начального этапа технологии. И потому их ставили по 2 штуки (и более) дабы хоть как то компенсировать хоть чахлость их. Тот же Ме-262 имел 2 двигателя например. Но потом их вроде научились делать, и нужда в множественности двигателей - отпала. Проще (и лучше) было сделать "один большой" чем "два маленьких". И истребители "золотой эры", как всякие вот эти МиГ-15 или Миг-21 имели один двигатель. Это им сильно помогало.
Прикол в том что "один большой" там очень сильно лучше чем "два маленьких" по ряду чисто термодинамических причин, один двигатель будет легче, мощнее и экономичнее чем два. И как для истребителя - это настолько важно что даже вопрос никогда не возникал... Двухдвигательные самолеты были (Фантом например), но это были достаточно большие и тяжелые машины для которых просто не существовало (на тот момент) достаточного двигателя, что бы один поставить. И это было достаточно стойкой тенденцией примерно до начала 70-х годов. Но потом начались приколы.
Был такой самолет, МиГ-23. Новаторский и дюже прогрессивный. И потому черезвычайно ломучий. С сильно новым двигателем (удачно спертым где то во Вьетнаме) и вообще огинь. И они начали падать. Достаточно массово падать, в том числе на мирные города СССР. И так внезапно вспомнили что два двигателя - это надежнее чем один. И было принято решенье политическое про отказ от однодвигательных истребителей глобально по стране. Несмотря на то что именно эта схема имела принципиальные и фундаментальные преимущества. И в результате МиГ-29 получил 2 движка и непростой выбор, нести или оружие или запас топлива. Одно из двух. В отличии от F-16 который так и остался как дурак с 1 движком, ибо в америке оно не падало, и те движки они умели делать чуток лучше.
И тут мы видим как вопросы "эксплуатации мирного времени" и политически-волевое там решение существенно возобладали над самой сутью и смыслом того самолета, сделав его по сути бесполезным. И тем создав для страны в целом (холодная война в разгаре, да) чисто стратегические неприятности. В гражданской авиации кстати произошло с точностью до наоборот, и мы на нашей памяти увидели отказ от четырехдвигательных самолетов (747 к примеру) в пользу двухдвигательных (777), именно ввиду гораздо лучшей весовой (и топливной) эффективности "больших движков". Но для истребителей все то же самое - это вопрос даже не денег, это вопрос характеристик, вопрос превосходства и победы над врагом, это вообще единственный смысл его существования.
Техническая история - забавная штука и таки может рассказать интересных, а главное - поучительных историй. Вы помните про "волков Деница"? Железные гробы, вот это вот все... И да, немецкие подводники реально доставили большого геморроя всем странам-союзникам. И основной их "рабочей лошадкой" были т.н. "лодки 7 серии", самый массовый тип подлодок в Германии. Но это были маленькие лодки не особо предназначенные для действий в далеком океане. Для действий в далеком океане у них был "тип 9", которые были значительно больше. Их было меньше по количеству, но они тоже весьма успешно использовались немцами и снискали немалую славу.
Вот этот самый "тип 9" специально предназначенный для действий в далеких океанах разрабатывался еще задолго до войны, когда Германия была под всякими ограничениями версальскими. И потому фирмы этим занимавшиеся базировались в Бельгии, Голландии и прочих там "легальных юрисдикциях". И свои работы финансировали во многом за счет экспортных контрактов. Первым получателем "лодок 9 серии" был как вы думаете кто? Правильно, СССР. Тут оно называлось правда "серия 9" и "серия 9-бис", оно же "сталинец", и было плодом сотрудничества с немецко-голландским конструкторским бюро IvS.
Четыре лодки этого проекта с началом ВМВ оказались на ТОФ, то есть очень далеко от основного театра военных действий. И было принято гениальное стратегическое решение перевести их поближе к Европе. Эпический поход тот запечатлен в скрижалях всяких и столкнулся с многочисленными трудностями, чему свидетельством многие правительственные награды и эпопея легендарная С-56 к примеру. Прикол тут в том что просто переход (что обеспечивался кстати американцами, они те лодки конвоировали аки транспортный конвой, не говоря про заправляли и чинили) оказался приключением и подвигом. Особенно его трансатлантический этап. Лодок которые были изначально сделаны для этого, таких же точно как и у немцев которые на них не только шастали через атлантику как на работу но фотографировались всплыв в гавни Нью-Йорка и "охотились на индеек" где то вокруг Кубы. Они (немцы) на них воевали реально, а у нас - подвигом было только "дойти". Забавная история...
===
Александр Пятковский
Ну а что Сталинец; так и Жигули были плодом сотрудничества с Фиатом 🙂
Полагаю, у моряков были такие же учоные, как у летчиков: в НИИ ВВС 1930-х без труда умели обосрать любой американский военный аэроплан, который им привезли.
---
Станислав Кукарека
Ну чо, жигули были типа огинь, году в каком то там 1972. Вроде как в 1967 тот фиат-124 был вообще "машина года"....

Пост спочатку надрукований тут: https://don-katalan.dreamwidth.org/3217395.html.
Tags: анализ, война, германия, дебіли, история, кукарека, піар, рассея, сша
Subscribe

  • Спесь ещё никого до добра не доводила... или персидская игра "в крысу"...

    Костянтин Машовець Иранские аятоллы могут доиграться до того, что... Турция и Азербайджан... при поддержке "мирового сообщества" и Израиля таки…

  • Serhiy Dibrov · О ЗАПРЕЩЕНКЕ

    необходимое пояснение Сегодня я столкнулся с ситуацией, когда ФБ не позволило мне оставить комментарии в аккаунте руководителя департамента…

  • Різне з фб 2021.10.17

    Станислав Асеев Стислі, але новини щодо "Ізоляції" (інформація десь двомісячної давнини): нікого з колишньої адміністрації воєнних злочинців там не…

promo don_katalan december 29, 2014 14:39 116
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments