Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Category:

"Союз-11". Триумф, трагедия и... :( беспамятство

(Википедия): «Союз-11» — пилотируемый космический корабль серии «Союз» (регистрационный номер 1971-053A/05283), доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1»

В полете
Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите.
Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.
После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. В связи с этим было отменено наблюдение с орбиты за взлётом ракеты Н-1.
По окончании срока работ, 29 июня 1971 года, «Союз-11» стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжал гореть транспарант «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.


30 июня 1971-го года совершил посадку спускаемый аппарат космического корабля «Союз-11». В Центре управления полётами раздались радостные рукоплескания. Никто и не предполагал, что советскую космонавтику ожидает самая крупная трагедия в её истории. Трое космонавтов были обнаружены мёртвыми.Что же произошло на космическом корабле? Об этом рассказывают космонавты Алексей Леонов, Георгий Гречко, Владимир Шаталов и другие.
Телекомпания "Останкино" по заказу ТРК "Петербург-5 Канал".
Режиссер: Сергей Кожевников. Год выпуска: 2008


Немного конспирологии (отсюда)

Из дневников Н.П.Каманина ("Скрытый космос")

"7 июля 1971 г.
...
Анализ имеющихся в моем распоряжении материалов расследования – записей бортовой аппаратуры "Мир", данных телеметрии, акта о состоянии кабины, медицинского заключения о причине смерти космонавтов – позволяет представить, что могло происходить на борту "Союза-11" в течение 25-30 секунд после разделения его отсеков.

...Заканчивается рабочий цикл ТДУ, экипаж ощущает нарастание перегрузок – значит, корабль пошел на спуск. На борту все нормально, однако космонавты, помня о недавних неприятностях с переходным люком, во все глаза следят за давлением в кабине. Слышится хлопок – есть разделение! Но что это? Давление в кабине начинает быстро падать... Разгерметизация! Отстегнув привязные ремни, Добровольский бросается к люку. Люк герметичен, но давление продолжает падать, слышен свист уходящего в космос воздуха. Из-за шума включенных передатчиков и приемников невозможно понять: где же свистит воздух? Волков и Пацаев отстегивают плечевые ремни и выключают радиоаппаратуру. Свист воздуха слышится над креслом командира – там, где расположен вентиляционный клапан. Добровольский и Пацаев пытаются закрыть вентиль, но, обессиленные, падают в кресла. Добровольский, теряя сознание, все же успевает застегнуть поясной замок перепутанных ремней..."


От vpro24:

Советская космонавтика со всеми её успехами и неудачами развивалась в обстановке полной секретности и дезинформации. Ныне приоткрываются архивы, издаются мемуары, публикуются воспоминания, становятся доступны зарубежные источники информации. Появилась возможность не только узнавать что-то ранее неизвестное, но сравнивать и анализировать. Выявлять неточности, а иногда - и враньё.

Вот выдержки из пяти разных источников о событиях, связанных с завершением полёта космического корабля "Союз-11". О состоянии связи с "Союзом" на спуске и об участии (точнее - неучастии) судов СКИ ОМЭР в сопровождении спуска.

1) Б.Черток. "Ракеты и люди":

"Команда на расстыковку должна была быть выдана 29 июня в 21 час 25 минут. После отделения от станции два витка отводятся для подготовки к спуску. Включение СКТДУ на торможение пройдет в 1 час 47 минут уже 30 июня.
...
Все шло спокойно и по расписанию. Морские корабельные пункты приняли информацию с пролетавшего над ними космического корабля и оперативно доложили, что двигатель на торможение сработал в расчетное время и был выключен от интегратора.
...
После выключения двигателя космический корабль ушел из зоны связи с кораблями, находящимися в Атлантике. Над Африкой проходило разделение"


2) Н.П.Каманин, "Скрытый космос":

"29.06.71
По программе спуска ТДУ должна включиться в 01:35:24 и через 187 секунд - выключиться. Все с нетерпением ждут докладов о включении и выключении ТДУ, Шаталов настойчиво вызывает "Янтарь" на связь, но экипаж молчит... В 01:47:28 должно произойти разделение корабля (от спускаемого аппарата отделяются приборный и бытовой отсеки), но докладов о разделении нет. Не ясно, пошел ли "Союз-11" на спуск или он остался на орбите? Наступает время сеанса связи (01:49:37-02:04:07), предусмотренного на случай, если корабль не сошел с орбиты. Гнетущая тишина царит в зале - связи с экипажем и каких-либо новых данных о "Союзе-11" по-прежнему нет. Все понимают: на корабле что-то произошло, но что именно, пока никто не знает. Страшно медленно тянутся минуты ожидания... "


3) Пересказ отрывка из книги Grujica S.Ivanovich "Salyut - The First Space Station. Triumph and Tragedy", Springer Praxis Publishing, UK, 2007 (стр.268-272):

"Координаты судов на 29-е - обычные для посадочного витка:
"Бежица" - 1.5°S, 13°W, "Кегостров" - 22°S, 24°W

Поскольку посадка планировалась на 1 июля, 29 июня "Бежице" разрешили уйти для пополнения припасов, а "Кегострову" приказали заменить "Бежицу". Времени, чтобы встать на точку, было достаточно.

Мишин принял решение, как утверждается - по совету баллистиков, сократить продолжительность полёта на один день и кроме того - перенести посадку со второго (с момента расстыковки) на третий виток (почему и когда - из текста неясно).

Посадочный виток оказался на 22 град. западнее. Имея теоретический радиус зоны связи 15 град., а фактически - не более 10 град., ни "Кегостров", ни "Бежица" "Союз-11" не увидели. АСК стоял у Галифакса и на посадке не работал."


4) О.М.Павленко, "Океанские опоры космических мостов", ВВМ, Спб (готовится к изданию)

"26.07.1971 г. в Гвинейском заливе НИС "Бежица", получив разрешение, ушёл из рабочей точки по "Союзу-11". Он обеспечивал контроль работы ТДУ на втором посадочном витке. ... НИС пошёл курсом на Лас Пальмас. ... Через 12 часов поступила шифровка ... "Немедленно вернуться в точку работы на третьем посадочном витке". ... Теперь в новую рабочую точке ни "Бежица", ни "Кегостров" не успевали. ... Ближе всех к новой точке 14N 22W мог подойти только "Кегостров". 27 июня он получил радиограмму (следовать туда). Он успел выйти в точку 8.43N 18.09W и принять телеметрию по КВ-радиоканалу"

5) Рифат Саидгазов ("Кегостров"), "Новая Кама", Елабуга:

"В ту трагическую ночь, 30 июня, я как обычно сидел на своем рабочем месте в приемном радиоцентре, осуществлял слуховой контроль за прохождением радиосигналов, несущих телеметрическую информацию с борта корабля "Союз-11". ... На предпоследнем до посадки витке наши судовые приемники телеметрии сигналы с борта "Союза" не приняли. Их зафиксировала только моя аппаратура, и параллельно я записал их на магнитную ленту. Сигналов последнего витка на телеметрии опять не приняли. Но они опять прошли и были записаны на моей аппаратуре, только почему-то с опозданием минут на 10-15 от графика"

Черток, пишет, что всё было штатно и спускаемый аппарат летит над Африкой (!).
Каманин же - о потере связи.

Grujica S.Ivanovich отмечает странности с расстановкой судов. Павленко поясняет. Между ними - разнобой в датах.

Вот карта расстановки и движения судов на посадочном витке "Союза-11", построенная на данных Grujica S.Ivanovich и О.М.Павленко:


Использована схема со страницы радиолюбителя Sven Grahn >>
Сразу бросается в глаза:
- "Бежица", если она побежала в Лас Пальмас, попадала в как раз в нужный район и вовремя
- "Кегостров" за двое-трое суток форсированного хода был не в состоянии покрыть почти 2 тыс.миль

"Бежица" куда-то запропастилась, "Кегостров" смог принять только КВ-телеметрию. Каманин приём телеметрии не подтверждает. А у Чертока - всё ОК!

Возникают вопросы и предположения:

  • Что творилось в ЦУПе? Почему приняли решение о переносе даты посадки? Не была ли причиной неудовлетворительная обстановка на станции, вызванная задымлением или повреждениями от возгорания? Или они там, на "Союзе" передрались?

  • Почему перенесли посадочный виток? Чтобы приземлиться в светлое время суток или из-за задержек с закрытием люка?


Складывается впечатление, что обстановка сложилась настольно нештатная, что про флот, про необходимость принимать сигналы телеметрии и держать УКВ-связь со спускаемым аппаратом на этапе торможения и спуска просто забыли. Лишь бы посадить!

Ответов пока нет.

Беспамятство (отсюда)

Казахстан.
Место приземления космического корабля "Союз-11".

Фото: moonrainbow.ru и qsl.net
Карта местности. Координаты: 47.35663°С 70.12142°В


Такой памятник соорудили, вероятно, местные жители в конце 1973-го



Так выглядел памятник, открытый 2 октября 1974-го ¹
¹ - дата - со слов Галины Пацаевой

2002 год.
Команда радиолюбителей (UP0R) у обелиска,
сооруженного на месте трагической гибели
экипажа корабля "Союз-11"


Таким стало это место в 2008-м
Дороги туда уже нет...
Tags: история, космос, свинство
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 113
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments