Salus populi suprema lex (988) (don_katalan) wrote,
Salus populi suprema lex (988)
don_katalan

Categories:

Магистраль Салехард - Игарка наконец восстанавливают

Оригинал взят у rudy_ogon в Магистраль Салехард - Игарка, наконец, восстанавливают

Рашка - как известно, страна дикая и чудесатая. Кровавые диктатуры всех цветов радуги здесь сменяют одна другую, раз в столетие оставляя несколько месяцев или лет для глотка Свободы - видимо, чтобы не вымерло то мизерное меньшиство, которое ещё не эмигрировало, не спилось, не "опацанилось" и обладает хоть каким-то интеллектом. После чего всё снова летит в бездну.

Каждая диктатура, благодаря этому самому меньшинству, оставляла в истории след не только кровавый и чудовищный (об этом и без меня написаны целые библиотеки), но и позитивный. Сталинская - оставила нам в наследие гениальную архитектуру неоклассицизма, продолжив прерванную убожеством т. наз. "конструктивизма" архитектурную традицию 1910-х. А кроме того - ряд, как сказали бы теперь, "пилотных проектов" стратегического значения, нацеленных на развитие в длительной перспективе.

Одним из таковых, без сомнения, следует считать Трансполярную железную дорогу Обская - Обдорск (Салехард) - Игарка - Норильск. Её строительство велось в 1948-1953 годах и к моменту смерти очередного диктатора было завершено примерно на 70-80%; поезда уже бегали на протяжении половины трассы, от Салехарда до Надыма. Не говоря о том, что железная дорога была единственным средством сообщения в этой нетронутой цивилизацией местности, линия открывала колоссальные возможности освоения огромного региона, полностью лишённого каких-либо дорог - и, в первую очередь, в плане добычи пресловутых нефти и газа. А также должна была обслуживать океанский порт Игарка на Енисее.

После переселения усатого диктатора в преисподнюю его преемник - Георгий Маленков - не нашёл ничего более умного, чем вместе с памятью о своём предшественнике предать забвению и то немногое, что тот сделал позитивного. Вместе с водой, как водится в России, выплеснули и ребёнка: движение поездов на всём протяжении Трансполярной магистрали было закрыто, зэки-строители отпущены по домам, вольнонаёмные и большая часть местного населения - вывезены в более цивилизованные края. А путевое хозяйство, локомотивный и вагонный парк, станции и вокзалы, вся созданная инфраструктура - просто брошены на произвол судьбы в тундре. В землю ушло порядка 42 млрд сталинских рублей (в современных будет, наверное, около 1 триллиона).








Говорят, главный проектировщик магистрали до самой своей смерти в 1971 году обивал пороги всех правительственных учреждений в Москве, взывая к безумию Маленкова, Хрущёва, а затем и Брежнева, убивших важнейший стратегический проект "великой, единой и святой" державы. Безрезультатно.

В 1969 году брежневское правительство начало тянуть в ту же самую тундру другую железную дорогу, но уже с юга (!) - началось строительство магистрали Тюмень - Уренгой. По иронии Кремля, конечный пункт данной дороги находился как раз на трассе магистрали Салехард - Игарка, брошенной и забытой за 15 лет до того. То есть, фактически, была сделана попытка закопать в землю ещё одну 11-значную сумму, почесав правое ухо левой рукой... Строительство ветки Тюмень - Уренгой, как ни странно, всё же довели до конца.

В период Перестройки в России и нараставшей в мировом масштабе нефтяной истерии - о забытой железной дороге вновь вспомнили. Генпроектировщик, потративший полжизни на её создание и попытки затем спасти от саморазрушения - до этого момента, напомним, просто не дожил. В эпоху новой (теперь уже - коричневой) диктатуры путинское правительство, тесно интегрированное с корпорацией "Газпром", ломалулось на Ямал за нефтью и газом с новым энтузиазмом и с налившимися от жажды наживы глазами.

Восстановление железной дороги Обская - Обдорск (Салехард) - Игарка - Норильск вновь было официально признано крайне важным государственным проектом. Саму магистраль обозвали корявым словосочетанием "Северный широтный ход" и включили в госпроект "Урал промышленный - Урал полярный". 


Железная дорога по проекту 1948


Железная дорога по проекту 2010. Участок Обская - Коротчаево

В северную тундру вновь потянулись караваны строителей, изгнанных отсюда в 1953 году. Уже к настоящему времени проложена значительная часть автомобильной дороги-дублёра, активно ведётся строительство нового железнодорожного моста через реку Надым, взамен разрушившегося от времени и стихий (или так и не построенного?). Приступают и к восстановлению путей самой магистрали на участке Обдорск - Надым, начиная со стороны последнего. Задержались, правда, на 2 года (изначально планировалось приступить к строительным работам в 2010).


Один из старых железнодорожных мостов на магистрали


Новый мост через реку Надым в проекте...

...и в реале

"Северный широтный ход - магистраль протяженностью 707 км - планируется проложить к 2016 году. Проект предполагает достройку станции Обская-2, строительство подходов к мосту через Обь и самого моста, прокладку железной дороги от моста до станции Салехард, линии «Салехард - Надым», моста через реку Надым, а также достройку железнодорожных участков «Пангоды - Надым», «Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево»", - сообщает ИТАР-ТАСС.

Дикая страна - Рашка, чудесатая. Нормальным умом её, точно, не понять. Закопать в землю бюджет целого государства, сгноить и расстрелять в тундре многие десятки тысяч зэков, угробить на полвека всё экономическое развитие территории размером с Францию или Германию - и лишь затем, чтобы, проспавшись, затеять всё с нуля...
Tags: история, рассея
Subscribe
promo don_katalan december 29, 2014 14:39 113
Buy for 50 tokens
Расшифровка секретного плана адмиистративно-территориального устройства России после ее распада От гуляющих по сети различных вариантов "государственного" устройства будущего российских территорий отличается наличием территорий в совместном управлении, возвратом исторических территорий…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments