Одновременно эта акция впишется и в исполнение Правительственных предписаний периодической ревизии разных правил и NRC, как все федеральные агентства, обязано им следовать.
Однако для персонала NRC такой пересмотр всех правил с целью облегчить жизнь владельцев АЭС будет непосильной нагрузкой, которая только ослабит способность агентства исполнять свой долг по обеспечению ядерной безопасности населения страны. В ходе обсуждений в течение прошлого года руководители подразделений предупреждали комиссионеров (это как бы управляющие) NRC, что из-за недостаточного персонала они и так не справляются со столь насущным анализом всех уроков Фукусимы, и новые задачи только усугубят ситуацию.
Раз уж пошла такая пьянка, то NRC мог бы упростить задачу сосредоточившись на директивах, требующих ужесточения. Ну действительно, чего ковыряться в директивах, к которым ни разу не прибегали? И что бы это значило на практике?
Например, чего пересматривать директивы по противопожарной безопасности, или директивы, которые якобы призваны предотвратить утечки радиоактивных жидкостей, или экологические "требования" к электрооборудованию, прописанные в статье 10 CFR 50.49 для АЭС с блоками на кипящих реакторах с внешними контейнмантами Mark-I и Mark-II. Ведь NRC вспоминает об этих директивах столь редко, что для собственно АЭС они выглядят не то что болячкой, но тянут на какую-то пикоболячку, ну от силы микроболячку.
Чего далеко ходить, если можно вспомнить о трех блоках АЭС Browns Ferry в Алабаме. Страшный пожар в марте 1975 едва не довел до расплавления активных зон двух реакторов. В 1980 NRC разродился директивой, призванной раз и навсегда преградить дорогу таким пожарам. Но и сегодня, через три десятка лет с гаком, ни на трех реакторах Browns Ferry, ни на почти четырех дюжинах других реакторов в США , эта директива в жизнь не внедрена.
NRC занялась херней: чего смотреть на совокупный долговременный эффект своих директив?
Почти одновременно с указивкой об анализе долговременной роли своих директив, персонал NRC выдал Комиссионерам свой ежегодный отчет по программе пепроходящих болячек (никак по-другому “generic issues” не перевести, до недавнего времени это называлось "головные боли с безопасностью" --- так как чахлые продвижения с безопсностью выглядели совершенно несъедобными, то NRC решило проблемы с безопасностью просто похерив слово "безопасность" в названии своей программы.)
Что же такое "непреходящая болячка"?
Это общепризнанная угроза безопасности мирного населения, проживающего волкруг АЭС.
В очередном годовом отчете сотрудники NRC напоминили своим Комиссионерам а пяти таких болячках (не путать с GI в джунглях Вьетнама, здесь это сокращение для Genetic Issue)
- GI-189 о беззащитности водо-водяных реакторов с ледяными конденсаторами против взрыва водорода. Болячка была идентифицирована в 2001, найдена на 13 ректорах, и остается открытой с тех пор.
- GI-191 о 69 реакторах, на которых поставарийный мусор способен забить решетки фильтров аарийных насосов, охлаждающих активную зону и пространство внутри корпуса контейнмента , с выводом этих насосов из строя. Болячка была вскрыта в 1996 и с тех пор не залечена.
- GI-193 говорит о воздушных пузырях, которые на 35 кипящих реакторах может на ранней стадии аварий засосать в аварийные насосы системы охлжадения активной зоны, и вывести их из строя. Болячка кровоточит с 2002 года.
- GI-199 глаголет о сейсмической угрозе 27 реакторам, которые имеют конструктивный запас прочности ниже, чем того требует сейсмичность районов их постройки. Болячки вскрыты в 2005.
- Наконец, в GI-204 речь об угрозе наводнений из-за разлива рек, прорыва дамб и плотин, цунами, которую прошляпили при выборе площадок. Эта отрыжка безоглядного строительства была осознана в 2010.
Эти пять болячек были расковыряны в среднем 9 лет тому назад и кумулятивно только первые четыре из них вместе складываются в 1786 реакторо-лет незакрытых угроз безопасности, которым подвергается гражданское население страны.
NRC всю дорогу клянется, что оно печется о безопасности. Если бы оно не опустило из этой формулы "кошелька энергокомпаний", то я бы с энтузиазмом это стремление подтвердил.
Если быть честным, ни одно агентство, призванное ставить во главу угла безопасность, не может оправдать столь безответственное отношение к хорошо установленным угрозам и рискам.
Прежде чем убирать "препятствия" с пути энергокомпаний, NRC следовало бы в первую очередь ликвидировать последствия своего ничегонеделания.
Примечание: после 17 лет работы в атомной энергетике, Локбаума вышвырнули оттуда за то, что он вскрыл одну из болячек и не захотел закрывать на это глаза. Это частично объясняет тон текста.
Cumulative Effects of Non-Regulation
Dave Lochbaum, director, Nuclear Safety Project
Перевод Добряк (Глобальная Авантюра)
Journal information