Владимир Дубровский, zn.ua
На этой неделе исполняется три года соглашениям, окончательно лишившим Украину дешевого российского газа. Многие эксперты и политики — от полуофициальных российских агентов до националистов — преподносят это как национальную катастрофу и, соответственно, считают своей наипервейшей задачей любой ценой опять, хоть ненадолго, обеспечить стране дешевый газ. Отличие только в том, что первые видят выход в Таможенном союзе (ТС), вторые — в диверсификации и собственной добыче, а правительство мечется между обоими вариантами. Между тем естественный и наиболее
эффективный ответ на этот исторический вызов — асимметричный: со стороны экономики — снижение потребления газа, а со стороны правительства — создание условий для раскрытия истинно наших, украинских, конкурентных преимуществ, прежде всего, связанных с талантами нашего народа.
Для этого необходимо подняться над прямолинейным мышлением, свойственным, в частности, привыкшим все оценивать в терминах "ресурсов" экономистам и руководителям советской школы. Ведь если посмотреть шире, то окажется, что, вероятно, дешевый газ принес Украине больше вреда, чем пользы. Конечно, выгода от него легко измерима и осязаема (и, что еще важнее, присваиваема), а ущерб — косвенный. Но воистину огромный! В частности, газовая рента позволила власть имущим обойтись без неприятных — прежде всего, для них — реформ, которые могли бы принести во много раз больший экономический и социальный эффект. Не говоря уже о том, что в свое время псевдопатриотичные носители "ресурсного" мышления фактически помогли кремлевским "имперцам" заложить под экономику Украины настоящий политэкономический фугас, который Путин торжественно и взорвал три года назад. Дальнейшее преклонение перед ресурсами еще опаснее: оно грозит надолго привести Украину в заботливо подготавливаемую для нее камеру обновленной "тюрьмы народов".
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Journal information